Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

Я В ДОЛГУ ПЕРЕД СВОИМИ ПОГИБШИМИ ДРУЗЯМИ



Я В ДОЛГУ ПЕРЕД СВОИМИ ПОГИБШИМИ ДРУЗЯМИВ беседе с командиром войсковой части полковником Арменом Карапетяном полковник с гордостью рассказал об исключительном мужестве, высокой профессиональной подготовке, проявленной артиллерийскими призывниками в 44-дневной войне, и назвал имена. Один из них – сержант Вардан Клекчян. Сержант, переживший войну, сейчас служит в войсковой части под командованием полковника Арутюна Амирханяна, является заместителем командира взвода.

Вардан вырос в семье военного, его отец – офицер армянской армии, мать – педагог. Он был воспитан в армянском,  патриотическом духе. С малых лет он увлеченно читал наши исторические романы, вдохновлялся героическими персонажами нашей истории, иногда становился Варданом Мамиконяном, Геворгом Марзпетуни, Давит-Беком, Мхитаром Спарапетом … На всех мероприятиях школы всегда слышалась его оригинальная декламация: Чаренц, Сахян, Туманян…

– После школы я поступил в Армянский государственный экономический университет и зимой был призван в армию, после воинской части продолжил службу в Иваняне в качестве командира расчета. Я был в службе всего восемь месяцев, началась война. Через неделю наш полк уже был на позициях, мы атаковали с первого дня и отлично выполнили задачу. Потом мы участвовали в атаках в Мартуни. К сожалению, силы оказались неравными. Наша иванянская артиллерийская дивизия отлично поработала на разных участках фронта: Ннги, Шуши, Мартуни … Воевали на четырех-пяти фронтах, уничтожали вражеские дивизии «Град», установки «Смерч», выровняли боевые позиции на местности. …

Вардан вспоминает улыбку и слезы пахнущих войной дней войны.

– На поле боя мы получали сладости и письма от учеников, мы чувствовали близкое дыхание в каждой строчке букв, внимание, признательность, каждый из них представлял в этот момент своих младших брата и сестру и с энтузиазмом бросался в бой. Война заставила нас повзрослеть преждевременно … В ночь на 14 октября, помню, под сильным артобстрелом врага мы отметили день рождения нашего раненого соратника Давита Оганезова. Сделали торт с печенегами, день рождения не был бы днем ​​рождения без салюта. Фейерверк был нацелен на врага. Завен Есаян выступил организатором празднования дня рождения и сделал этот день незабываемым. Какой бесстрашный и храбрый мальчик был Завен, его техника была повреждена в боях, ему велели спуститься в воинскую часть, но он был упрям, с другой техникой, раненый, продолжал драться. 25 октября Завен погиб…

Сколько мальчиков умерло, полных жизни, таких любящих жизнь, но посвятивших свою жизнь Родине …

Боль погибших друзей превратилась в месть, гнев, и мы просеивали ее с точностью снайпера, безошибочно.

– За Завена, Давита Мосояна, Самвела Гарибяна, Арарата Маняна, Карена Меликсетяна, Давита Яковлева … огонь залпом …

♦♦♦

Я В ДОЛГУ ПЕРЕД СВОИМИ ПОГИБШИМИ ДРУЗЯМИПоток огня падал с неба, и под этим широко распространенным огнем Вардан сражался и доставлял еду своим товарищам по оружию и оказывал первую помощь раненым. «Смерть бушевала повсюду», – говорит соратник Вардана, Гарун. Всю дорогу он был взволнован, что все будет хорошо, не думай об этом, и до того, как я пострадал, он любил играть с моей душой, он сказал, может  ты боишся, убегай с поля боя. Я не упустил возможность, сказал ему, доказал, что я не из беглецов …

Вардан представляет свою «версию» этой истории.

– Я не мог подойти к своей самоходной барже, вокруг было пламя, я решил во что бы то ни стало забрать хоть свою икону, и даже не успел даже шагнуть дальше, когда я услышал голос раненого Гаруна. Я перекрестился и поспешил ему на помощь, и тут моя самоходка взорвалась … Фактически, мы спасли друг другу жизни …

♦♦♦

«Когда мой сын позвонил с поля боя, я посоветовал ему быть осторожным, прятаться, он рассердился, сказал: «Я не буду бояться, мама, два страха – одна смерть», – вспоминает мать Вардана, Эрмине, дни война, смешанная с бесконечным волнением и гордостью. Он часто говорил: «Мама, мы дорого заплатили за эту землю. Я должен отомстить за жизнь, которой не жили мои бабушка и дядя, за сиротское детство моего отца».

Во время войны 90-х противник обстрелял город Берд, и один из снарядов упал на их здание, в результате чего погибли бабушка Вардана и девятилетний дядя, отец Вардана Амрам, которому тогда было двенадцать лет, был ранен в ногу, и с тех пор он решил вступить в армию, чтобы отомстить за мать и брата. В том же духе мести сын продолжил позже, во время войны, когда армия выстроилась в строй и спросила: «Кто хочет пойти на поле битвы?» Вардан был одним из первых …

 

♦♦♦

… Семь дней из Вардана не было вестей, семья была в тревоге и неуверенности, мама весь день была в церкви … Наконец-то прозвенел долгожданный звонок.

«Я в порядке, мама, скажи папе, что я отомщу …»

А чуть позже на одном из телеканалов ведущий “Воргонзо” Семен Пегов показал ущелье Шуши, где бились армянские артиллеристы, на видео увидели, как работает артиллерия, постоянно стреляя по приближающимся силам противника, и громкий голос Вардана “Огонь…’’.

«Если бы силы не были такими неравными, мы бы обязательно победили. Мы боролись против врага, которого поддерживали несколько стран, – говорит Вардан и продолжает. Я отомстил за бабушку и дядю, теперь я в долгу перед своими мертвыми друзьями …».

АЛИС АЛАВЕРДЯН

Рубрика: #49 (1420) 15.12.2021 - 21.12.2021, Национальная армия, Новости, В центре внимания


20/12/2021