Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

СПЕЦНАЗОВЕЦ: МКРТИЧ АРУТЮНЯН (МГРО)



СПЕЦНАЗОВЕЦ: МКРТИЧ АРУТЮНЯН (МГРО)«Спецназ — это не профессия. Это состояние души и система ценностей”, – сказал майор Мкртич Арутюнян, посмертно награжденный медалью “Боевой Крест” 1-й степени, командир воинской части специального назначения N ВС РА. И это были не просто слова, а вера, которой он характеризовал избранный им путь и верность которому провел свою короткую, но содержательную жизнь, свой боевой путь, полный многих героических эпизодов. Майор Арутюнян — один из наших храбрецов, чей труд, даже малая его часть, становится известен широкой публике лишь посмертно, потому что они поклялись служить «Отечеству, без права на славу».

В 2016 году Мкртич Арутюнян был активным участником апрельской четырехдневной боевой операции. С первого же дня развязанной противником войны 27 сентября 2020 года он уехал в Арцах, сражаясь в самых горячих точках (Карвачар, Джракан, Гадрут, Кубатлу, Сгнак, Шуши, Каринтак, Лисагор). В 2022 году со своим батальоном участвовал в сентябрьских боях на важнейшей высоте Ишханасар. 11 апреля 2023 года майор Арутюнян пал храброй смертью на границе села Тех при выполнении специального задания.

Мкртич Арутюнян или Мгро, как называли его соратники на родном сасунском наречии, родился в Талине, с сассунскими корнями. Его отец был военным. Занимал должность начальника призывного отдела военного комиссариата. Военный порядок дома, военная форма отца, в которой он каждое утро ходил на работу, привлекали Мкртича. Дедушка был директором школы, заслуженным учителем 40 лет, бабушка – заслуженным учителем, дядя – лектором. Не случайно в нем сочетались и передавались любовь и стремление к знаниям и воинскому труду. В 2013 тайно от отца направил письмо министру обороны с просьбой принять его на службу в ту же воинскую часть, где он проходил военную службу. Он указал не свой адрес, чтобы отец не знал, а друга детства. С 2013 года Мкртич поступил на службу.

Учился на факультете международных отношений Европейского университета. После получения степени бакалавра, во время службы, в 2018 году также получил степень магистра права в Национальной академии наук Республики Армения.

Встреча с женой Ани казалась делом рук провидения.

– В студенческом автобусе из Талина в Ереван у каждого было свое место, – говорит Ани.- Когда я впервые села в автобус, все места были заняты, я взяла ноутбук на сиденье рядом с водителем и села. Стоя снаружи, Мко сказали, что кто-то занял его место. Он сердито вошел в автобус и молча вышел. Потом я узнала, что он рассказал своим друзьям. «Эта девушка будет моей женой».

Два месяца он просто смотрел на меня издалека. Когда он наконец подошел и предложил подружиться, я согласилась. Он был интересным персонажем, серьезным, всегда размеренным. Во всей его фигуре было что-то внушающее благоговейный трепет.

Была создана крепкая и красивая семья. Родились две прекрасные девочки.

– Когда Мко был в Талыше во время апрелской войны, я была на восьмом месяце беременности. Моя маленькая девочка должна была родиться. Он не звонил пять дней. У меня не было новостей. Я подумала, что если Мко благополучно доберется домой, я назову нашу дочь Люси как символ света и надежды. 9 мая он пришел с позиций, 11-го родилась наша Люся. Он очень хотел иметь двух мальчиков после двух девочек. Если он приходил домой, а дети еще не спали, он играл с ними.

Он также использовал свои интеллектуальные уловки во время игры. Он оставил один ботинок в одном месте, другой в другом, а сам прятался совсем в другом месте. Вошло в привычку, что когда Мко был дома, он читал детям сказки перед сном. Это было так артистично, прелестно, что я, забыв о своей работе, сидела и слушала.

По воскресеньям он готовил завтрак сам. Находил что-нибудь на «Ютубе» и начинал детально готовить, по всем инструкциям. И шутил. «По воскресеньям едва остаюсь дома, должен рано вставать, идти в магазин, торговать, готовить обед, чтобы прокормить семью». Приходя домой, он звонил и говорил: «Стройтесь от большого к маленькому, я сейчас подойду». Мы подбежали к двери, выстроились. Когда он приходил, обнимал и целовал нас всех.

Когда я, провожая, говорила: «Когда придешь с работы?”, он серьезно поправлял меня. «Это не работа, дорогая Ани, это служба». Я уже знала, что не должна задавать лишних вопросов.

В нашей совместной жизни не было случая, который бы дал мне повод расстроиться. Никогда бы никого не обидел. Он предупреждал с юмором. Он не сделал ничего, что заставило бы людей шарахаться от него, но его присутствие привлекло внимание всех. Не знаю, в воинской части или с подчиненными, но его громкий голос никогда не был слышен дома. Он был так увлечен своей военной жизнью, что я тоже была взволнована. Для него не было мелочей. Все было важно. И все знали его как чрезвычайно простого и скромного человека. Часто бывало, когда рядом с ним говорили о войне, а он только молча слушал.

Армия и Родина были его святынями. Любые неосторожные слова о них глубоко оскорбляли его; это было единственное, что могло заставить его выйти из себя. «Ты что-то сделал для армии? Ты имеешь право судить об этом?» Или когда в его присутствии хвалили ту или иную страну, он говорил: «Я был в десяти странах. Нигде ты не чувствуешь себя так сильно, как на своей земле, в своем доме. Нет лучшего места, чем наша страна».

Он родом из Сасуна как по отцовской, так и по материнской линии. Предки родителей мигрировали из сел Шеник и Грмав в Сасуне. Он говорил: «Я буду первым генералом из Сасуна». Когда мы кого-то поздравляли открыткой по какому-то поводу, под ней было написано: «Сердечные пожелания от генерала».

СПЕЦНАЗОВЕЦ: МКРТИЧ АРУТЮНЯН (МГРО)Мкртич был не только исключительным воином, но и исключительным человеком.

– Он был очень заботлив со всеми, – говорит Ани, – с отцом, родственниками, друзьями, семьей. Они очень рано потеряли мать. Мкртич служил в армии, ему было 19 лет, а его младшему брату Корюну на тот момент было 9 лет. Когда Корюн подрос, устроился на работу и приехал в Ереван, он остановился у нас дома. Когда у него были успехи в бизнесе, он был рад осчастливить Мко.

Все мы измеряем свои действия с Мко. «Ему бы не понравилось, если бы я сделал это». «Посмотрел бы на это таким образом». Он всегда в первую очередь видел в человеке положительное. У него не было мечты, у него были цели. Единственной мечтой было иметь ферму и лошадей.

Его никогда не было дома на наши годовщины. В Омаре отпраздновал свое тридцатилетие. Мальчики написали 30 с джемом на торте.

«Не было ни одного дня, — продолжает Ани, — чтобы он не вышел на работу из-за болезни». Я говорила: «Если мне вдруг станет плохо сейчас, ты оставишь меня и пойдешь на службу, да?» Он говорил: “Нет, я не уйду. «Я вызову скорую, передам тебя им и уеду».

При выборе призывников смотрел на молодого человека, с первого взгляда почувствовал, сможет ли он стать хорошим бойцом или нет. Ему когда-то понравился мальчик, у которого, как оказалось, было много возражений. Преодолел много проблем для этого мальчика. Этого солдата звали Ашот Ашотян. Позже он сказал: «Ах, вы не представляете, какой он смелый мальчик, какой он сильный». К сожалению, Ашот погиб в 44-дневной войне.

Мко нравился его статус полководца и ответственность, возложенная на его плечи. Он был в курсе всех проблем персонала, всякий раз, когда чей-то палец попадал в занозу, приходил на помощь.

«У него дома есть блокнот, — говорит Ани, — в который он записывает свои цели на два-три года: с августа 2020 года до 2022 год. Дела, которые нужно сделать, отмечал точками, выполняя их один за другим, ставил плюсы. Последняя запись, которую он сделал в этой записной книжке, была в 2023 году. Это пятое марта. “Война изменила график, но не поставленные задачи».

Он говорил, что оружие должно быть в руке солдата до самой смерти. Никакой другой вариант не приемлем. Он говаривал, что солдат должен жить с честью и умереть с честью, с оружием в руке и пулей, гранатой, хранимой на почетную смерть, он всегда должен держать при себе.

Когда он узнавал, что кто-то звонит домой с поля боя и говорит, что они голодны, он злился. «Как голод может прийти в голову человеку, когда идет война, когда он находится в эпицентре сражений?» Он был зол, когда оружие было помещено рядом с солдатом на фотографиях. «Если оружие не в руках солдата, то он не боец».

В момент смерти Ваагна Асатряна он был рядом с ним. Он всегда питал глубокое уважение к Асатряну, но в этой войне лидерские качества последнего проявились более чем ярко. Он говорил: «Когда твой командир с тобой, рядом с тобой, это к тебе больше обязывает». Он говорил, что самый невероятный план показался бы почти невыполнимым, но мы попытались, и это сработало.

Факт смерти одного из его близких друзей, Овика, был очень тяжелым. Еще один исключительный боец, тип армянина, блестящий разведчик. Однажды мы разговаривали после смерти Овика и сына его дяди, и он сказал: «Мне кажется, что жизнь в какой-то степени дана человеку. И человек потребляет свою собственную жизнь. Есть человек, который спокойно доживает до восьмидесяти лет, а есть человек, который так бурно проживает свою жизнь, что уходит рано, до тридцати, тридцати одного года…» Он сказал: «Я никогда не верил в рай, но теперь, когда мальчики умерли, я очень хочу». Овик постоянно говорил в день своей смерти: “Я хочу поговорить с Размиком, я действительно хочу…” Размик — его сын.

В тот день Овик скончался на месте из-за разрыва снаряда, получив тяжелое осколочное ранение. Снаряд упал в семи метрах от Мко, унеся жизнь близкого друга, замечательного солдата. Он обнял и пронес тело своего друга метров восемьсот. Потом он сказал, что, продвигаясь вперед, он видел, как рядом с ним, над его головой ломались ветки дерева, падающие от вражеских выстрелов, и у него на уме было одно. «Я умру, но не покину Ово». Связался по радиосвязи, чтобы  его встретили, передал тело друга и сразу же получил новое задание, глаза еще влажные, снова бросился к действию. В сентябре, когда в Сюнике начались боевые действия, я не дождалась рассвета, позвонила, почувствовала, что происходит что-то необыкновенное. Он ответил, он чувствовал, что меня надо успокоить. «Все в порядке, успокойся». И в тот апрельский день, когда я прочитала о 4 погибших, 4 раненых, я испытала неописуемое беспокойство. Я ни во время четырехдневной, ни во время 44-дневной войны, ни во время сентябрьских боевых действий у меня не было такого чувства. Я взял его книжку с номерами друзей и начал звонить по одному. Я знала, что нельзя, но в тот момент мне было уже все равно. Я позвонила ему первой, он не ответил… Я стала звонить по одному, и никто из друзей не ответил. Писали: «Не удобно».

Через некоторое время один из мальчиков позвонил и сказал: «Он ранен… мы его везем». Я выключила телефон и подошла к окну нашего дома, увидела, сколько народу собралось снаружи… Я не почувствовала, как побежала во двор…

Я пообещал себе и Мко, что буду жить так, как ему хочется. Я никогда не буду впадать в депрессию, я буду держать спину прямо, я должна быть сильной, я буду продолжать воспитывать наших детей в его духе. Я бы очень хотела, чтобы не только наше поколение, но и последующие поколения знали, что истинный пример армянина таков.

***

Боевые друзья рассказывают

Разведчик А

– Все его хорошие качества были подчеркнуты: слишком ответственный, слишком целеустремленный. Очень дружелюбный, очень заботливый.

В боевой обстановке ориентировался очень быстро, никогда не путался, действовал четко и быстро, и это исходило из его разностороннего и хорошо обученного опыта. Во время войны связались с группой Мко и сказали, что есть информация, что перед их группой должна быть наши солдаты в светлых касках и так далее. Мко отправляется на разведку с несколькими людьми. По-армянски говорят: «Иди, иди!», но Мко задал несколько вопросов и понял, что они не армяне, и не успели они навести оружие, как наши начали бить и серьезно ранили азербайджанцев. Он был очень уверенным и умным переговорщиком. Он смог отстоять наше право.

Это было очень забавно. Мы были в воде. В нашу сторону летели снаряды. Мы сидели и в шутку гадали, попадет в нас следующий снаряд или нет. Пока мы полушутя-полусерьезно говорили: «прилипнет, не прилипнет», Мко сказал: “Ребята, говорят, Бог берет добрых, значит, нас не коснется…».

Мгро был уникальным персонажем по своей природе. Таких солдат, таких друзей не много. Нам остается теперь постараться быть достойными их памяти.

Разведчик Д

– Мко был патриотом в прямом смысле этого слова. Говорить о нем можно бесконечно и каждое сказанное слово будет не просто словами, а содержанием. Он говорил: «Мы должны быть достойны памяти наших павших друзей».

До войны 2020 года всегда оказывался в очень сложных ситуациях и всегда выходил с честью. Принимал участие в многочисленных карательных действиях. Есть много вещей, которые мы просто не можем сказать. Он всегда был одним из первых на самых опасных, самых ответственных местах. С ним все чувствовали себя в большей безопасности при выполнении самой сложной задачи. Он был последователем, лидером, который брал на себя ответственность и придавал дух войскам в трудных ситуациях.

У него был высокий интеллект. Понял, что все должно быть отдано Родине: свое благополучие, свое время, в конечном счете, свою жизнь.

Мы провели с ним лучшие дни нашей жизни, и радость, и самые трудные ситуации. Он был образцом для подражания для многих. Одной из важных черт было то, что он постоянно занимался самообразованием. Замечу, что те люди, которые действительно преданы своему делу, когда что-то делают, не думают, что об этом заговорят, узнают и т. д. Мко был таким.

У него были очень большие планы. Я разговаривал с ним в ночь того инцидента. Я продолжал говорить: “Будь осторожен. Только ты будь осторожен». Мы разговаривали и в этот день. сказал, что через год пойдет в академию. И он мог бы занять достойное место в нашем будущем старшем составе. Мы потеряли не только хорошего друга, но и очень важного будущего военного деятеля.

Даже сейчас, когда мы говорим о нем, нам кажется, что он есть, просто куда-то ушел. Трудно поверить, что его нет с нами. Именно эта вера дает нам надежду. Грустно, что Мко больше нет с нами, что он прожил такую ​​короткую жизнь, но нас утешает то, что он погиб, как настоящий солдат, с оружием в руках, как он и предпочел.

***

Враг знал Мко, даже знал его имя. Меко говорила на ломаном языке. Возможно, он давно мечтал вывести его из рядов, потому что видел в нем человека с качествами настоящего военачальника: сильного духом, упорного, неукротимого, профессионального.

Случайность это или нет, кто знает, но Мко умер в возрасте 33 лет… Он был уникален во всех своих проявлениях и нес в себе лучшие качества благородного армянина. Он ушел, оставив светлый след и послание: так надо любить свою Родину, своих близких, людей вообще, так надо проживать жизнь, с чистой совестью, свободной волей и никогда не поворачиваясь спиной к опасности .

 

Кнар Тадевосян

Фото: из семейного альбома МКРТИЧА АРУТЮНЯНА

Рубрика: #23 (1488) 14.06.2023 - 20.06.2023, Судьбы, В центре внимания


23/06/2023