Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

В САМЫХ ЖАРКЫХ ЗОНАХ МИРА



В САМЫХ ЖАРКЫХ ЗОНАХ МИРА«Я руководил боевыми действиями людей, пилотировал вертолеты, вкладывал средства в биржа, путешествие в далекие страны, создание и продаж предприятий, и за это время были успехи и поражения. Но ничто из этого не может сравниться с тем, что я отец. Моя служба помогает другим отцам в самом благородном деле на земле, а именно: воспитание богобоязненных мужчин».

ЧАК ХОЛТОН

 

Чак Холтон – военный журналист с 2003 г. Он представляет «Христианская радиовещательная сеть», «Христианская радиовещательная сеть» и другие новости.

Холтон много путешествовал в качестве оператора. 2012-2018 гг. провел онлайн-телешоу. Это называлось «Life of Duty: Frontlines» («Жизнь на службе: Линии фронта»).

Кроме того, он опубликовал интернет-блог под названием «Обувь на земле», где он обсуждает войны на Ближнем Востоке и вопросы, связанные с моральным духом войск. В конце 2018 г.  он открыл сайт с подписью «Горячую зону с Чаком Холтоном».

Чак Холтон был на передовой Арцаха во время 44-дневной войны, чтобы задокументировать события самых жарких дней войны. Обо всем этом мы говорили с военным журналистом.

– Я побывал более чем в 20 странах, можно сказать, во всех горячих точках: Афганистан, Сирия, Ирак, Венесуэла. Я приехал в Армению в октябре 2020 года. В США со мной связалась армянка Анна Аствацатрян, которая немного рассказала мне об этом конфликте. Я узнал из интервью с ней, что у Армении проблемы с Азербайджаном. Я управляю «Горячей зоной» уже 20 лет, но вообще ничего не знал об Армении. Я даже не знал, что Армения христианская страна. Когда я узнал, я подумал, что Армения – христианская страна, а в Соединенных Штатах много христиан, которых  может интересавать эти вопросы, но на самом деле они ничего не знают.

В САМЫХ ЖАРКЫХ ЗОНАХ МИРАВ Соединенных Штатах я являюсь партнером Христианской радиовещательной сети. Я разговаривал с директором новостей, он мне сказал. “Это очень интересная история. Почему бы тебе не пойти его освещать?» Так я приехал в Армению, поехал в Арцах, снял все, что видел. За это время я узнал намного больше об Армении, людях, истории, культуре, еде, я влюбился в Армению. Это очень красивая страна, у нее очень интересная история. Люди очень добрые, чувствуешь себя в полной безопасности, в безопасности, жизнь совсем не дорогая. А когда я вернулся в США, оказалось, что я был одним из немногих американских журналистов, освещавших эту войну. Я получил много предложений об интервью от других информационных агентств. В одном из них, во время интервью армянскому агентству в Калифорнии, я сказал, что очень хотел бы снова поехать в Арцах и рассказать обо всем, что там происходит. Они меня ободрили. Они сказали, что смогут собрать необходимую финансовую помощь, чтобы я мог вернуться и снять полнометражный документальный фильм об этом. Одним из недостатков моей работы является то, что у меня часто нет времени глубже вникнуть в проблему. Но на этот раз это сработало. Я смог вернуться. Я видел столько войн и бедствий в своей жизни, но мне пришлось смотреть на все это глазами человека, который никогда не видел войн. В январе я решила привести свою дочь-подростка и ее друга.

– Чем эта война отличалась от других войн, которые вы видели?

-У каждой войны есть свои особенности. Необычным в этом было то, что Турция и Азербайджан воевали против очень маленькой Армении, и эти две страны вместе были настолько большими, что могли легко выйти на поле битвы против Армении, но они бомбили армян с воздуха с обеих сторон. и самолетами или артиллерией. Была ли это мужская война с их стороны?

В САМЫХ ЖАРКЫХ ЗОНАХ МИРА– Вы были свидетелями того, как Азербайджан применил запрещенное на международном уровне оружие – кассетные бомбы, белый фосфор.

-Если быть полностью беспристрастным, честно говоря, это оружие фактически не запрещено для стран, которые не подписали международные соглашения, запрещающие использование этого оружия. Но использовать белый фосфор против мирных жителей – это то же самое, что использовать химическое оружие. Это аморально, бесчеловечно, бесчестно. Ничто не может остановить такую ​​далекую от цивилизации страну, как Азербайджан.

– Разве они не пытались не только навредить мирному населению, но и нанести как можно больший ущерб военным? Сделайте их будущее мучением. После войны я видел солдат с двумя ногами, одной потерянной рукой и ужасными ожогами.

– Этими ужасами полна война. Для победы они используют самое мощное оружие. И я хочу объяснить логику: более эффективен, когда вы серьезно раните своего противника, чем когда вы убиваете. Ведь когда вы раните, вы убираете одного или двух солдат, которые убирают его с поля боя. Это гарантирует, что с поля боя уйдет как можно больше солдат. Но самая большая проблема в том, что они бросали бомбы не только в военных, но и в школы, больницы, детские площадки. Когда я увидел это собственными глазами, я решил, что мир должен знать, что они делают с армянами.

-Вы были в Арцахе, там общались с армянами. Какое у вас впечатление о людях? Какие интересные истории вам удалось услышать и задокументировать?

– Мы пошли посмотреть один из домов, который был разрушен ракетой. Мы увидели только огромную дыру на месте. Все дома тоже были разрушены, остались только груды камней. Мы ходили вокруг этих груд камней и снимали. Из этих груд появилась старая бабушка. Я даже не понял, откуда она взялась. Думаю, ему было 84 года. Она жила один в одном из руин, которые когда-то были ее домом. Не было ни окна, ни двери… Только две комнаты более-менее стояли. Вместо двери повесили шторы. Она осталась там. Был январь. Было очень холодно. Внутри была небольшая электрическая плита для обогрева помещения и готовки на ней. Она рассказала свою историю, много других ужасных историй, как она выжила, как она пережила несколько войн, полных потерь. Она сказала. “Мне страшно, потому что у меня нет двери. Кто угодно может войти в мой дом”. Мы дали ей немного денег, чтобы хотя бы поставить дверь. Но боюсь, что она даст эти деньги на еду. На этот раз мы хотели пойти помочь пострадавшим, помочь бабушке по дому. К сожалению, нам не удалось получить разрешение на повторное посещение от МИД Арцаха.

В САМЫХ ЖАРКЫХ ЗОНАХ МИРА-Не думаю, что Арцах этого не допустил, но проблема в основном в условиях, которые ставит Азербайджан.

-Нам не объяснили, почему. В любом случае, это опять-таки очень трусливое поведение с их стороны.

-Да, по тому же принципу, по которому Азербайджан не пускал иностранных журналистов на передовую, говоря, что там очень опасно.

-Единственная причина, по которой они отказались, было то, что они собирались попытаться напасть на меня. У меня такое впечатление, что они боятся меня больше, чем я их. Да ведь в этот раз мы не могли туда поехать. Вместо этого мы пытались помочь беженцам в Армении. Мы посетили семьи раненых и убитых военнослужащих. В Эчмиадзине, например, мы встретили семью, отец которой стал инвалидом во время войны. Им пришлось заложить свой дом. Мы заплатили за дом. Я знаю, что сейчас таких семей тысячи, и, возможно, в ближайшем будущем мы сможем оказать дополнительную помощь.

-Спасибо за интервью, за все, что Вы делали во время войны, рискуя своей жизнью, за то, что Вы делаете сегодня. Что бы Вы хотели добавить в конце нашего интервью?

– Купил бутылку вина из винного погреба села Тог, которого сегодня нет! Я отнесу его домой и открою, когда освободится Арцах. Долгая жизнь Арцаху. Дай бог здоровья (говорит по-армянски).

КНАР ТАДЕВОСЯН

Фото: из личного архива Чака Холтона

Рубрика: #19 (1390) 19.05.2021 - 25.05.2021, Армия и общество, В центре внимания


25/05/2021