Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ШУШИ



СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ШУШИПамяти легендарного полководца генерал-майора АРКАДИ ТЕР-ТАДЕВОСЯНА

 

Это было 16 мая 2015 года. Генерал-майор Аркадий Тер-Тадевосян поднялся по ступеням Военного музея «Мать-Армения» Министерства обороны Республики Армения, крепко держа в ладони ручку коричневой офицерской сумки. Карту военной операции в Шуши он собирался сохранить в музее. «Карта не должна оставаться у меня, это собственность народа», – сказал он и достал желто-зеленый документ из сумки. Он хранил карту как реликвию двадцать три года, но передал ее без сожаления. Люди всегда ходят в музей, чтобы своими глазами увидеть свидетельство об освобождении города-крепости.

Аркадий Тер-Тадевосян толкает железную дверь. Мы находимся в реконструируемом здании, где намереваются создать музей освобождения Шуши. Здесь «крестный отец» операции хранит все документы, подтверждающие победный эпизод: расчеты вооружения, оперативный план, разведывательные чертежи, рукописные заметки. Однако наиболее поразительным является топография в масштабе 1:50 000 на стене комнаты, копия оригинала, переданная в военный музей. «Перед операцией мы попросили прислать карту из Армении. Но это было сложно, не вышло. В Степанакерте была советская воинская часть, где хранилось большое количество карт. Ребята привезли оттуда два грузовика с груженым грузом. И мы выбрали этот, – говорит Коммандос, беря палку в руку и приближаясь к карте. Обозначение «совершенно секретно» отображается черным в правом углу.

«Здесь мы принимали окончательные решения, и мы разрабатывали план атаки на рабочих картах. Один всегда был на моем столе. Любой, кто приходил и уходил, мог посоветовать, предложить какой-нибудь вариант. Никогда не забуду следующее утро освобождения Ходжалы, когда молодой боец, которого мы все называли «Цыпленком», ткнул пальцем в Шуши и спросил: «Командир, когда мы собираемся атаковать?» – с улыбкой говорит генерал-майор. Остальные карты всегда складывались и открывались втайне. Наверное, поэтому они сегодня «морщинистые». «План атаки мы разработали в марте-апреле. Мы регулярно просили командиров основных направлений указать тот или иной участок на карте: сколько там тропинок, сколько дорог, сколько кустов? Пришлось внимательно изучить местонахождение противника. Боеприпасов у нас было мало. Благодаря усилиям разведывательных групп мы узнали имена, лозунги, количественные и качественные данные всех азербайджанских командиров в Шуши.

СВИДЕТЕЛЬСТВО ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ШУШИПолученную в результате разведки информацию командиры нанесли на рабочую карту. «После внесения корректировок в планирование военной операции мы переместили записи на основную карту», ​​- вспоминает Коммандос, указывая на синие круги, которые представляют собой опорные пункты и огневые точки врага. Шуши защищал азербайджанский военный контингент численностью 2800 человек. А когда 10 апреля Аркадий Тер-Тадевосян показал карту Вазгену Саркисяну, тот выразил мнение, что для атаки потребуется не менее десяти тысяч человек. “Правда. Согласно военной теории, атакующая сторона должна иметь возможность обеспечить трехкратное преимущество сил и средств, а в горах – четырехкратное преимущество. Естественно, такой мощности у нас не было. Во время совещании я сказал ребятам, что это будет очень сложно. Я предложил подождать еще немного, чтобы лучше подготовиться. Но и 72 командира, и руководители основных направлений настаивали на освобождении города-крепости, иначе от Степанакерта ничего не осталось бы. Противник днем ​​и ночью доставлял в Шуши боеприпасы со складов Агдама. Оттуда Степанакерт постоянно бомбили. К 8 мая 1992 года было разрушено около трех четвертей города. «Итак, командиры должны были подчиниться моему приказу, но, как это ни странно, я выполнил их приказ».

Если в некоторых кругах Армении они были против «безумной атаки», «казалось бы невозможного освобождения», то в Арцахе, наоборот, были настроены. Атака должна была начаться в ночь с 4 на 5 мая, но сильный снегопад изменил планы. Операция «Свадьба в горах» была отложена на три дня. «5 мая отряд во главе с Нвером Чахояном еще раз обыскал направление Зарслу и дорогу на Лисагор. Он сообщил, что противник расположил вдоль дороги мобильные базы. Я не поверил. Мы обыскали место накануне. Там было чисто. Я сказал: «Нвер, ты можешь это доказать?» Он нашел большую камеру, напоминающую чемодан. Он снимал и приводил факты. «На основании полученной информации в карту военной операции были внесены новые коррективы». Когда карта была готова, сначала ее утвердили Коммандос и начальник штаба сил самообороны Феликс Гзогян, а затем подтвердил тогдашний председатель Комитета обороны Арцаха Серж Саргсян. «В левом верхнем углу подпись президента Саргсяна. Это было непростое решение. Устно мне сообщили, что операцию одобрил и Верховный Совет НКР. Я попросил документ, но не получил. Эта карта стала моим главным командованием», – говорит командир.

Это было 9 мая, в 4:30 утра. Тер-Тадевосяну сообщили, что город освобожден. Он аккуратно сложил карту и положил в полевой мешок. “Я не знал, что делать. Рассказывать людям или нет? В городе еще были мины, люди могли бы пострадать. «Я боролся сам с собой до 8 утра», – вспоминает Коммандос. Когда он объявил, что в городе больше нет врага, он заснул на командном пункте. Потому что он не спал несколько дней. «Я очень хотел праздновать со своими солдатами, но, к сожалению, мое тело не выдержало. «Только вечером я понял, что значит освободить Шуши».

 

Каждый год по традиции Аркадий Тер-Тадевосян едет в Шуши, чтобы отпраздновать великую победу. Он идет по горному городу, где каждый камень, каждая дорога ему знакомы. И он очень хочет, чтобы Армения была изображена на карте мира с городом Шуши, за освобождение которого отдали свои жизни сорок восемь бойцов …

 

ШУШАН СТЕПАНЯН

Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА

Рубрика: #13 (1384) 7.04.2021 - 13.04.2021, В центре внимания, Страницы истории


12/04/2021