Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

“КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ: Я – СИЛА РОДИНЫ…”



"КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ: Я - СИЛА РОДИНЫ..."Севак Шахбазян, заместитель директора и заведующий хирургической клиникой медицинского центра “Шенгавит”, кандидат медицинских наук, доцент, подполковник медицинской службы, главный хирург города Еревана, награжден медалью “Мхитар Гераци” указом Президента РА за свой вклад за отвагу и самоотверженность в ходе боевых действий в защиту и безопасность Родины.

-Господин Шахбазян, из вашей биографии я узналa, что за годы службы в системе обороны Вы были награждены медалями «Андраник Озанян», «Вазген Саргсян», «Маршал Баграмян», а сейчас получаете высшую государственную награду в в области здравоохранения, медалью «Мхитар Гераци», когда вы еще так молоды. Если добавить, что вы успели заведовать хирургическим отделением центральной больницы Минобороны, теперь вы главный хирург Еревана, а те должности занимали признанные специалисты почтенного возраста и заслуг, то станет ясно, что вы успешный и уважаемый врач. Не останавливают ли стремительные и значительные достижения профессиональный прогресс врача, не снижают ли они его усилия по достижению новых успехов?

– Конечно, приятно, когда тебя ценят, а ведомственные медали и государственные награды не мотивируют почивать на лаврах, а подводят итог твоим достижениям и предполагают императив покорения новых территорий. Хирургия – самая динамично развивающаяся область медицины. То, что вчера было новшеством, сегодня уступает место более смелым и эффективным методам. Иными словами, хирургу всегда грозит перспектива устаревания, если он сделает хотя бы небольшой перерыв и снизит темпы самосовершенствования. Я тренируюсь за границей не реже одного раза в год и стараюсь быть на шаг впереди себя во время каждой операции. В хирургии так много непокоренных направлений и высот, что никогда не позволяешь довольствоваться достижениями дня.

"КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ: Я - СИЛА РОДИНЫ..."– Почему и как вы выбрали профессию хирурга? Я знаю, что в вашей семье не было врачей. Кто подал вам идею стать врачом? Есть ли закономерность, по которой черты личности человека пересекаются с профессиональными качествами врача?

– Если пытаться искать закономерность, то приходится признать, что детство и юность пророчили мне совсем другое будущее. Мой прадед Арут был известным в своем кругу авторитетом, обладавшим справедливостью, решимостью, волей и мужеством, чтобы не сдаваться даже перед лицом величайшей силы. Когда я был маленьким, меня часто сравнивали с дедушкой. Я был смелым, настойчивым, энергичным и целеустремленным. Это были самые выдающиеся черты моего темперамента, которые выделяются и по сей день. Если я полон решимости, меня невозможно переубедить. Если я поставлю перед собой цель, никакие трудности не остановят меня на полпути. Мой дедушка был единственным, кто не пытался меня переделать и очень загадочно говорил, что я стану великим человеком. Что же касается профессионального выбора, то, думаю, тут не обошлось без перста провидения.

Однажды я проснулся и решил, что должен стать хирургом. Я уверен, что человек приходит в мир с внутренним драйвом, миссией, любовью, чтобы найти которую, он должен избавиться от всех расчетов и интересов и уметь слушать голос собственного сердца. Да, есть профессии, которые обещают большие возможности быстро и легко разбогатеть, есть профессии, которые могут принести вам быструю славу и признание, но при выборе профессии вы должны понимать, что вам ближе, в чем заключается цель вашей жизни. , что принесет вам славу и счастье. Я не могу жить, не заходя в операционную. Я расслабляюсь во время операции, получаю удовольствие от всего процесса, это моя стихия, мое удовольствие…

– Я слышал, что операционную сравнивают с рингом, операцию с боем… но удовольствие?

– Хирургия – это искусство, творчество. А ты, как исполнитель, хочешь быть все более и более виртуозным, все более и более искусным. Если вы настоящий врач, вы не можете не признать, что между вами и пациентом возникает какая-то неуправляемая, необъяснимая связь.

Приходит совершенно незнакомый человек и захватывает ваш разум, становится центром вашей жизни. Ваша семья, дети, родители, друзья отодвинуты на второй план, вы думаете только о своем больном и его спасении.

– Даже если он неплатежеспособный?

– Вопрос платежеспособности пациента в этой сфере вообще роли не играет. То, что вы, как врач, все отдаете своему пациенту, является более сильной мотивацией, чем даже благотворительность. Это человечность плюс профессиональный долг, плюс ответственность, плюс доверие к врачу, самоуважение. Когда у меня тяжелобольной, я становлюсь другим человеком, напряженным, нервным, малообщительным, пока его состояние не стабилизируется.

Бывает, делаешь невозможное, а больной не живет. Но… несмотря ни на какое решение, мои шаги привели меня обратно в операционную.

– Почему вы выбрали профессию военного врача?

"КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН СКАЗАТЬ: Я - СИЛА РОДИНЫ..."– Мой отец военный. Участвовал в Арцахской освободительной войне, затем служил в армянской армии. Меня поймут только люди, родившиеся в семье настоящего солдата… Воздух был наполнен Родиной, армией, солдатом. Мир вращался вокруг них, они были в центре всего. Все это дает осадок в душе. И в самый важный момент появляется решение, почти подсознательное, но настолько сильное, что в нем даже не сомневаешься. Я так благодарна судьбе, что свою профессиональную деятельность начала в армии. Я произнес слово “Родина” и перед глазами возник “Джракан”…

– Вы из Арцаха? Когда мы говорим родина, каждый представляет себе место своего рождения.

– Нет, я не из Арцаха, но в Джракане впервые сердцем “прикоснулась” к Родине. Я только что закончил университет, и меня направили работать в больницу Джракана. Я был хирургом в госпитале, недалеко от линии фронта, где наши солдаты стояли лицом к лицу с врагом.

Я имею в виду, это был пограничный госпиталь. И не было недостатка в выстрелах. Сейчас трудно описать словами то чувство, ту связь между солдатом, защищающим границу Родины, хирургом, ответственным за свою жизнь, и землей, по которой ступаешь. Вы втроем станете одним целым. И рождается непоколебимая мысль, что нет на свете ничего важнее той земли. Так человек становится героем.

– Вы сказали, что благодарны судьбе за то, что начали свою профессиональную деятельность в армии.

– Несколько лет службы в армии дают врачу несколько десятков лет опыта, мастерства, психологической силы и профессиональных знаний.

– Говорят, что когда тебя столкнут с вершины высокой горы, ты либо упадешь, либо полетишь.

– А ты делаешь все, чтобы летать… Тебя “вынуждают” быть храбрым. Вы собираете весь свой профессиональный потенциал, силу своей души, свою волю. Во время Апрельской войны я был заведующим хирургическим отделением Центрального госпиталя.

Я не выходил из больницы домой более 10 дней. Поток жертв был беспрецедентным. Не хочу показаться грубым, но каждый сотрудник нашего отдела боролся за жизнь солдата с непрестанной, самозабвенной самоотверженностью, мы вырвали из лап смерти сотни жизней.

– Есть известная поговорка, что военный не бывает бывшим, это относится и к военным медикам?

– Конечно. Через несколько часов после того, как я услышал новости о 44-дневной войне, я был в Центральном госпитале, предлагая свою службу в армии. Я был готов повиноваться любой команде. Тогда начальник медицинского центра «Шенгавит» Александр Урумян решил, что клиника должна стать во время войны госпиталем и принимать раненых, нуждающихся в медицинской помощи. При этом я отвечал за техническое обслуживание на передовой. Мы работали 24 часа в сутки. Мы сделали невозможное. Иногда машин Минобороны не хватало, они опаздывали, и мы везли ребят в больницу на машине Александра Урумяна. Не было меня и тебя, были наши. Страна была наша, армия была наша, солдаты были наши.

– Вы награждены медалью «Мхитар Гераци» за вклад в защиту и безопасность Родины, за проявленное мужество и самоотверженность в ходе боевых действий. Можно сказать, что это военная награда.

– Поэтому в два раза дороже, в два раза обязательнее. Я получил много приглашений работать за границей. Работа, которая могла бы мгновенно изменить уровень жизни для меня и моей семьи, но я даже не рассматривал предложения ни на минуту.

– Потому что ты нужен Родине.

– Потому что мне нужна Родина. Моя боль, мои усилия, мои цели имеют смысл, потому что они предназначены для моей страны, моего народа. Эта мысль дает мне дополнительные силы, а результат моего труда дает мне счастье, а не благополучие. Я всегда буду рядом с армией и солдатом, и как бы я ни был занят, ни один солдат или офицер, ни один защитник Родины не уйдет с пустыми руками, если они обратятся ко мне.

– У вас трое сыновей, о каком будущем вы мечтаете для них?

– Я бы хотел, чтобы один из них стал хирургом. Вернее, мой старший сын, он уравновешенный, миролюбивый, волевой. Это мое желание, но я не буду его заставлять. Мой средний сын повторяет мое детство: упрямый, непреклонный хулиган, младшему еще 4 месяца. Я хочу, чтобы они стали хорошими профессионалами в любой профессии, которую они выбрали. И я хочу мира для всех. Я прошел 44-дневный эпицентр боли. …Мы должны сделать все, чтобы это никогда не повторилось.

Каждый должен сказать: я — сила Родины, я — столп, на котором стоит Родина.

ГАЯНЕ ПОГОСЯН

Рубрика: #39 (1461) 07.12.2022 - 13.12.2022, Армия и общество, В центре внимания


12/12/2022