Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
МОЕ МЕСТО НА ГРАНИЦЕ
МОЕ МЕСТО НА ГРАНИЦЕ

МОЕ МЕСТО НА ГРАНИЦЕАмрам Айрапетян в качестве контрактника 17 лет охранял границу Тавуша. Если включить срок службы в армии, то он носит форму уже более 19 лет. Я быстро считаю в уме и говорю:

– Вы прожили на позиции 8 с половиной лет? 106 месяцев.

Амрам сначала смеется, потом закатывает глаза.

– Это правда… Я прожил на позиции 106 месяцев.

«Люди живут в Париже и Нью-Йорке, и вы живете на позиции», — я сделала вид, что пошутила. Но я уже сказала это и пытаюсь смягчить последствия.

– Мне нравятся мегаполисы, небоскребы, где не умолкает шум. У меня фобия тишины.

Я единственный, кто взволнован тем, что я сказала. Амрам хмурится.

– А на позициях космическая тишина, которая заставляет задуматься. На границе родины рядом с тобой дышит история. Кажется, что позиция – это вырванный из вечности осколок, где нет времени, прошлое, настоящее и будущее едины, а вы их хранитель времени.

«Возможно, ты с детства мечтал стать солдатом», — хочу посвататься к Амраму, чтобы у него сложилось впечатление о Нью-Йорке и небоскребах. .

Амрам снова разгладил лоб и улыбнулся.

– Стреляли азербайджанцы, мы с мальчишками играли в футбол. Места для стрельбы не было. Когда твой дом находится на границе, ты невольно отпускаешь страх. Потом… мы знали, что солдат стоит на границе, солдат не пускает врага в село. Мы были уверены.

– А о чем мечтают мальчики, рожденные на границе? – повторяю свой вопрос. Амрам пожимает плечами.

– Не знаю, как другие, я жил мечтой. Я все умею, если захочу, построю дом, если захочу, поведу трактор, если захочу, починю электроприборы… Есть еще сельскохозяйственные работы и животноводство. Я не понимаю так называемых зарубежных мечтаний: мегаполис, небоскребы… У нас есть свое место в мире. Так предопределено, что мы родились здесь. Наше окружение, наши люди. …Мне всегда нравилось проводить время с друзьями. Кто друг…

Я охотно отвечаю.

— Друг — это единомышленник, единомышленник, тот, кто разделяет те же ценности, что и вы.

– Во-первых, друг от сердца. Они могут быть даже не одной идеологии и единомышленников, но ваше сердце должно быть близко к сердцу, вы должны любить его, жалеть его. Потому что он твой, как твой брат, как твоя родина. Ложь, хитрость, эгоизм и зависть неприемлемы для меня в человеческих отношениях… Мне вчера и сегодня снится один и тот же сон. Иметь крепкую родину, преданных друзей, мирную и крепкую семью… Такие обычные, будничные мечты.

– Желание связать жизнь с армией родилось после временной службы в армии?

Амрам отрицательно качает головой…

– Армия предложила другие идеи. Армия научила меня не бояться трудностей и верить, что если приложить волю, то можно преодолеть любое испытание. Армия учила, что самый правильный путь — это честный путь, каким бы каменистым он ни был. Армия научила тебя быть инициативным и решительным, иначе за тебя, за тебя будут решать другие. Армия научила протягивать руку павшему, слабому, немощному, понимать, что человек отличается от животного стремлением разделить боль ближнего, и… многим другим вещам.

А на контрактную службу перешел, потому что хотел работать и зарабатывать. Потом, спустя какое-то время, я понял, что мое место на границе. Я чувствовал это.

– Как ты себя чувствовал…

– Куда бы мы ни отправились, даже если полетим в космос, мы связаны с какой-то точкой невидимыми нитями…

– Или кто-то…

– Нет, – энергично качает головой Амрам, – я говорю о нашей базе, области любви. Моя позиция.

Я вычеркиваю некоторые вопросы в своей блокноти.

«Что вы стираете?» — спрашивает Амрам.

– Ну, нет смысла спрашивать, – прочитал я удаленные вопросы, – можешь ли ты выполнять любую работу, но тебе не приходило в голову выбрать более легкую и безопасную работу. Тебе не надоело жить с пистолетом в руке? Вы бы посоветовали своему сыну пойти в армию?

– Не давая советов, каждый человек должен найти свое место. Одно можно сказать наверняка: если ты не на своем месте, ты мешаешь, ты вредишь и себе, и другим… Если ты нашел свое место, самый обычный момент твоей жизни обретает смысл.

– Позиция красивая?

Амрам смотрит в мой блокнот.

– Вы этот вопрос тоже написали?

Я отрицательно качаю головой.

– Это пришло мне в голову только сейчас. Он родился в одно мгновение, из нашего разговора…

– Позиция – идеальная структура. Пост – щит вашей страны. Пост — это сила вашего народа, это ваша честь. Это твой рост. Позиция такова, что ты отдашь свою жизнь своему врагу вместо него… Любой из позиционных парней, которого ты спросишь, скажет тебе то же самое.

-Все..

– Тех, кто придерживается иного мнения, через короткое время уволили и нашли другую работу. Знаете, почему у нас не получилось в прошлой войне… Потому что мы назвали период между войной и войной миром.

– Как долго нам придется жить от войны до войны?

– Пока мы не будем достаточно сильны, чтобы защитить себя, не полагаясь ни на кого.

ГАЯНЕ ПОГОСЯН