Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
КИНОКАМЕРА ВМЕСТО ОРУЖИЯ
КИНОКАМЕРА ВМЕСТО ОРУЖИЯ

КИНОКАМЕРА ВМЕСТО ОРУЖИЯ“Когда началась Арцахская война, я стоял перед тяжелым выбором, не знал что выбрать – оружие или камеру? Потом увидел, что многие берут оружие, и я решил, что моим оружием будет камера. Я решил, что я буду только снимать”. Около 1200 часов видеосюжетов с разных боевых точек, 18 кассет о боях освобождения Шуши, к сожалению были в самолете, который был сбыт азербайджанцами. Шаварш Варданян режиссёр-постановщик, один из основателей новостной службы армии. -Впервые взял в руки камеру, когда был на срочной службе в армии. Я служил в советской армии, в Грузии. Был непослушным солдатом. Когда после 6 месяцев, меня должны были перевести в другую воинскую часть, я был в гаупвахте. Приехал в Ереван с опозданием. Помню как доложил генералу Казарловскому, что приехал из Грузии. “А почему опоздал?”,- спросил он. В этот момент не знаю почему решил солгать и сказал, что снимал фильм об учебной воинской части. Генерал с радостью распорядился, чтобы я остался как фотограф . Я почувствовал, как мурашки идут по телу. Я даже не знал как правильно держать камеру. За неделю с помощью моего друга я научился фотографировать и печатать фотографии. Я фотографировал для газеты “Звезда”. Но нужно было показать движение. Я нашел камеру и начал записывать учебные занятия. Потом научился делать монтаж. Я сам не понял как, но работа пришлось по душе. Выбор был сделан, я решил стать кинооператором,-вспоминает Шаварш Варданян. До войны Шаварш Варданян снял несколько интересных работ на киностудии “Айфильме”. 1988 году начал снимать важные эпизоды митингов. В феврале он уже был в Арцахе: ”Я понял, что очень важно быть участником военных действии. Если о геноциде мало снято и снимали в основном иностранцы, то тогда у нас не было права не снимать происходящее”. Он снимал, боролся за каждый кадр, для документалиста каждый неснятый кадр на войне – это маленькое поражение. -Было 7-ое мая,-вспоминает Шаварш Варданян,- мы готовились к освобождению Шуши. Юра, Артур с маленьким отрядом взяли один из постов противника. Они открыли огонь, Артур стрелял вниз, я хотел снимать, он ударил меня, сказав: ”Не приближайся, там азербайджанцы”. Снизу они бросили гранату. Один из парней – Лоло, взял гранату и бросил обратно. Азербайджанцы бросили вторую. Лоло понял, что не успеет бросить обратно, своим телом закрыл гранату. Мы думали, что он погиб. Это было чудо, его спасли. Когда Шуши уже был освобожден, Лоло попросил, чтобы я с ним полетел в Армению. Я положил все снятие кадры в самолет. Все случилось внезапно. Из Агдама противник стрелял в сторону нашего самолета. Когда взорвалась первая мина, я побежал к самолету, но не успел.

КИНОКАМЕРА ВМЕСТО ОРУЖИЯ-Какой кадр больше всего Вам жаль?,-спрашиваю я.

-Две девушки под огном виводят раненого, я снимаю, вместо того, чтобы помочь им. Эти храбрые девушки Агавни и Мельсида. Мина взарвалась не далеко от девушек. Мельсида своим телом закрыла раненого и тащила его в безопасное место. Я не могу забыть уничтожающий взгляд Мельсиды, когда она повернулась и посмотрела на меня. Шаварш Варданян один из первых вошел в освобожденную Шуши. Столько воспоминаний, не знает, что рассказать, а что нет. 2019 году состоялась премьера его фильма “Мой крест”. “Главную героиню – Соню, а встретил в Дашкесане. Азербайджанцы на ее глазах убили ее ребенка, сожгли дом… Я снимал ее. Она стала снайпером, убивала хладнокровно”. Во время войны Шаваршу Варданяну доверили сформирование новостной службы армии. “1991 году Вазген Саркисян вызвал меня к себе. Он сказал, что нашей армии нужна новостная служба и это должен был сделать я”,-рассказывает Шаварш.

-Что было для Вас все это?,- спрашиваю я.

-Это было сном. Один из непонятных снов, которые приходят и уходят. Но у меня такое чувство, что я должен был пройти мой путь таким образом.

КНАР ТАДЕВОСЯН

Фото: из архива Шаварша Варданяна