Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
УЛЫБКА СОЛДАТА
УЛЫБКА СОЛДАТА

УЛЫБКА СОЛДАТАЕсли вы смотрели видео WarGonzo с окраин Шуши во время 44-дневной войны, то не могли не заметить улыбку Арама. Российские каналы назвали видео «Улыбающийся солдат». Стреляли пушки, падали бомбы, армянский солдат широко улыбался. Его улыбка в адрес турецких «байрактаров», специально обученных наемников и отдельных банд в Азербайджане говорила: «Мы не боимся смерти, мы будем сражаться за Шуши до последней капли крови и победим».

«Арам оставил свою улыбку в Шуши», – сказала Тагуи, мать солдата. Улыбка моего сына в плену, последний вздох моего сына, последние часы его жизни. Шуши — мое убежище, но я далек от него. И я живу мечтой увидеть Шуши свободным, чтобы я мог искать в воздухе последний вздох моего сына, его кровь, растаявшую на земле, его несбывшиеся мечты. Его улыбка …

Отец попросил: «Арам, не заходи в Шуши, в Шуши бойня». «Мы не дадим туркам ни пяди земли», — ответил мой сын. Он был нашим единственным сыном. После окончания третьего курса медицинского университета ушел в армию. Как бы я ни скрывал свою вину, у отца были друзья в Тбилиси (Грузия), они решили зарегистрировать Арама в Грузии, все бумаги были готовы, осталось только пойти и расписаться. Он категорически отказался, заявив, что обязательно будет служить в армянской армии. Я слышал эти слова тысячу раз. Он был еще маленький мальчик, я сказала, я не отпущу тебя в армию. Ты мой единственный сын,но он сказал, я обязательно буду служить. Когда он оказался в Гадруте во время призыва, я заплакала и сказала: «Мама, если бы я попал в Армении, было бы то же самое, я бы поехал в Арцах добровольно».

Не могу оторвать глаз от фото Арама. Солдатская улыбка так заразительна. Как он может улыбаться так широко, когда вокруг катится смерть, я думаю?

«О чем мечтал Арам?» — спрашиваю я. Мать долго молчит, словно хочет уловить конец истории.

– Однажды (ему было 3 года) он взял молоток и встал перед телевизором, чтобы разбить телевизор и вывести людей из того узкого ящика. Душа Арама была полна любви и доброты. Он был защитником по натуре. Защитник человека, защитник слабых, защитник Родины. Он также был защитником в футбольной команде. Учился в Футбольной академии десять лет. Потом выбрал медицину.

…В родном селе Катнахпюр в Талине он вместе с дедом ухаживал за деревьями, кустами и цветами. Дедушка увидел, как Арам любит отцовский дом, и подарил свой дом Араму. Однажды, когда мы уже жили в Ереване, Араму предложили продать дом. Они дадут вам любую цену, которую вы хотите, сказали они. «Цена?» Арам удивился, дом моего дедушки не имеет цены, этот дом для меня бесценен.

…Когда он пошел в первый класс, меня вызвали в школу и сказали, что Арама надо отдать во второй класс, потому что в первом классе ему делать нечего, он все знает.

К окончанию учебы имел отличные оценки, перешел из школы в медучилище с красным аттестатом и сразу же был переведен на второй курс мединститута за высшую успеваемость из училища.

«Как она справляется с этой большой потерей?» — думаю я и украдкой смотрю, чтобы мама не читала моих мыслей.

УЛЫБКА СОЛДАТА– Помимо учебы в университете, работал в супермаркете “САС”. Мы с отцом просили его ходить на курсы, чтобы не нагружать себя работой, но Арам был непреклонен. Он устроился на работу по конкурсу, Арама выбрали из 30 человек, и вскоре он был назван лучшим работником и получил медаль. Где бы он ни был, что бы ни делал, Арам был лучшим. И он был способным, трудолюбивым. Помню, он был во втором или третьем классе, так настаивал, что отец разрешил ему покрасить стены нашего дома. Что бы он ни делал, он делал безупречно. У него было много друзей, и он был известен благодаря им. Не любил насилия, говорил, о чем речь, объясним, поймут. Он был миротворцем. Все споры решал Арам, знали, что он все уладит, не вспыхнет, пока не договорит свое слово.

Я хочу знать, как Арам прожил последние 44 дня своей жизни. Я перефразирую вопрос тысячу раз в уме.

— На поле боя… последние дни жизни, — бормочу я.

– Все близкие друзья Арама были убиты. Жив только Армен. Армен и его друг были ранены на нейтральной полосе, под огнем противника. Арам сказал, что я должен пойти и привести мальчиков. Друзья солдата предупредили, что враг может заметить. Но Арам сказал: «Я не оставлю мальчиков под огнем». Он полз всю дорогу, добрался до своих раненых друзей, а потом выполз из-под огня. Армен приехал из Арцаха и поехал в Катнахбюр к моему сыну (сын сейчас рядом с предками). Потом он пришел к нам домой. Один из командиров сказал моему мужу, ты знаешь, сколько вражеских танков Арам вывел из строя…

Мой сын был в осаде в течение длительного времени с друзьями. В последнем бою был ранен в плечо, но боя не прекратил, продолжал вести огонь по противнику. Потом пуля попала в раковинную кость…

Затем мать показывает сыну медали.

“Сегодня 8 мая, день освобождения Шуши”, не знаю почему.

– Если мы освободили Шуши один раз, мы освободим его снова. — С праздником, — сказала мать.

«С праздником», — инстинктивно повторяю я. На фото улыбка солдата расплывается по лицу.

 

ГАЯНЕ ПОГОСЯН