Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
ДАНИЕЛЬ МАРАТИЧ
ДАНИЕЛЬ МАРАТИЧ

ДАНИЕЛЬ МАРАТИЧБолее тысячи спасенных жизней… Непросто выразить словами, но труднее представить, в каких героических боях шел личный состав медсанбата, спасший столько жизней наших раненых воинов, добровольцев и резервистов во время последней войны, воевал на медицинском поле боя. Сейчас мы пытаемся завершить картину этой самоотверженной борьбы эпизод за эпизодом. И не случайно мы с особым уважением и благодарностью обращаемся к одному из важнейших звеньев, руководящему составу и особенно к горячо любимому и всеми уважаемому доктору Даниелу Маратовичу Мкртчяну. Если вы спросите каждого члена медперсонала полевого госпиталя, а точнее каждого члена этой боевой семьи, в чем был залог вашего успеха, то первым делом назовут своего начальника полевого госпиталя, военного хирурга Даниела Мкртчяна, или как его зовут боевые товарищи – Даниель Маратич, ласково и уважительно обращаясь к нему, его неоценимая роль в этом деле. Говоря о докторе, все в первую очередь упоминают его уникальный человеческий тип и скромность. Сегодня он продолжает свою самоотверженную работу в Вооруженных Силах. Среди множества наград, врученных врачу за время службы, в 2020 г., после войны указом президента за заслуги перед Отечеством награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й степени.

 

ДАНИЕЛЬ МАРАТИЧПосле окончания Ереванского государственного медицинского университета Даниель Мкртчян продолжил обучение в России. С 1998 г. служил в Сюникском гарнизонном госпитале в качестве офицера срочной двухлетней службы. Включившись в работу медицинской службы, он почувствовал и переоценил неоспоримую роль военного врача, решил продолжить заветную работу военного врача и после службы в армии он продолжил службу в Вооруженных Силах на контрактной основе, и много лет сисианец-врач возглавлял госпиталь. За это время военный госпиталь принимал не только военнослужащих, но и местное население. Зная о профессионализме врача, высоких человеческих качествах, к нему на операцию обращалось большое количество гражданских лиц.

Даниель Мкртчян был заведующим госпиталя в 2016 году. Во время четырехдневной войны в апреле, когда медучреждению была поставлена ​​задача оказать медицинскую помощь некоторым раненым, которых везут с линии фронта в Степанакерт, тогда в поселке Ишханадзор был сформирован отдельный медицинский отряд, который располагался вблизи линии фронта, и с поля боя принимались раненые.

Опытный врач занимал должность начальника Центрального военного госпиталя, а сейчас Даниель Мкртчян служит в Военно-медицинском управлении в должности главного хирурга Вооруженных Сил. На протяжении всей своей службы Даниелю Мкртчяну всегда удавалось создать единую и сплоченную команду, которая отлично справлялась со своей работой.

«Слаженная работа персонала — очень важный фактор во всех лечебных учреждениях, — говорит врач, — и самое главное условие создания хорошего коллектива — это создание команды, где работают все, один за всех, все за одного.”

… 2020 г. в первый же день 44-дневной войны, ранним утром 27 сентября, главному хирургу Вооруженных Сил была поставлена ​​задача организовать хирургическую службу в Степанакертской центральной больнице. Ему удалось сделать только одну операцию в Степанакерте. По необходимости в тот же день выехал в отдельный медицинский отряд в Мартуни, где до 30 сентября выполнял профессиональные и организационные задачи. Затем уехал в Ишханадзор начальником полевого госпиталя.

Здесь личный состав полевого госпиталя уже вел неравный бой не на жизнь, а на смерть за жизни раненых. Спустя три трудных дня медицинский персонал встретил Даниеля Маратича с неописуемой радостью. После первых тяжелых впечатлений о войне у них появилось чувство надежды и безопасности.

ДАНИЕЛЬ МАРАТИЧ-Всегда, куда бы я ни был нужен, я шел с энтузиазмом, в хорошем настроении, — вспоминает врач. Гораздо более обязывающим был выход на Ишханадзор, являвшийся одним из основных направлений удара противника. Мои эмоции застыли. Я лишь осознал степень своей ответственности, чтобы суметь полностью и с честью выполнить задачу, поставленную передо мной “всем нашим батальоном”. В условиях огромного наплыва раненых никого из них не пришлось оставить без помощи. Честно говоря, когда меня встречали в Ишханадзоре, видя теплоту и радость моих сотрудников, я сам был в восторге. Их отношение, уверенность и готовность стали для меня дополнительным стимулом.

Во время боевых действий в Ишханадзоре медперсонал работал днем ​​и ночью. Каждый был героем, спасая жизни. Медбратья выезжали в район боевых действий несколько раз в день, иногда вывозя раненых под обстрел, оказывая первую помощь и доставляя их врачам. Здесь тоже была неравная борьба. Врачи творили хирургические чудеса, возвращая раненых к жизни. Когда раненый не подавал признаков жизни, Даниель Маратик лично проверял, нет ли надежды.

«Я помню очень интересный случай, — говорит он. Вы видели “инкассаторскую” машину? Он очень узкий, места в нем очень мало. Наш врач Арут Сукиасян, анальгетик-реаниматолог, замечательный врач, он очень высокий, около двух метров, а я толстый. Кое-как залез в “инкасатор”, осмотрел раненого. Арут ждал у двери. — У нас здесь есть признаки жизни, — сказал я. «Я уже не могу представить, как мы вдвоем вошли и интубировали раненого», — с улыбкой вспоминает врач. Арут как-то протолкнулся своими «двумя метрами», мы интубировали пострадавшему трахею, и дыхание восстановилось. Кое-как мы вышли из машины сами. Слава богу, этот мальчик-резервист жив.

Медицинский персонал не хотел признавать, что очень устал. Даниель Маратич был вынужден отдыхать по очереди. «Иди, выпей кофе, полежи немного. Если мы в тебе будем нуждаться, мы тебе позвоним».

ДАНИЕЛЬ МАРАТИЧА руководство во главе с Маратичем отдыхало, как получалось. Случилось так, что после трех дней и ночей безостановочных операций, работали и в четвертый день.

– Регламента отдыха и приема пищи в такие дни не было. Все было обусловлено ситуацией. Только первые три дня чувствуешь усталость, потом забываешь, что это такое. Ваши эмоции отключены. Вы сосредоточены на выполнении задачи. Вы можете видеть ампутированного человека, и не будет никакой эмоциональной реакции. Ваше тело концентрирует все свои физические и психологические ресурсы. Трудно интерпретировать эти психические состояния в покое. Была психологическая депрессия, иногда испытал, но скрывал, старался не показывать, и, думаю, мне это удалось. В понятие «команда» также входит помощь друг другу в такие трудные моменты. Как только один из них замечал, что другой расстроен, мы тут же поднимали себе настроение шуткой и воодушевляющим словом. Сильный стресс – как физическую, так и психологическую усталость лично я испытал после окончания боевых действий…

«Каждый врач должен прежде всего быть хорошим психологом, — продолжил Маратич. Важно понять состояние пациента, проблемы, разделить его боль. Может быть, когда вы внимательно и терпеливо выслушиваете его жалобы, вы принимаете во внимание даже вопросы, не связанные с его текущей проблемой, но волнующие его в данный момент. Такое общение укрепляет доверие пациента к врачу, обеспечивает половину успешного процесса лечения. Не буду называть цифру, но десятки солдат в те дни тоже выздоровели психологически и вернулись в строй.

Несколько дней врач отказывался покидать полевой госпиталь с высокой температурой. Понимая возможность нахождения там, несмотря на постоянные уговоры со стороны, он отказался покинуть свой штаб даже на короткое время.

– Я бы посчитал такой шаг предательством.

Даниель Маратич не запомнил бы 10 октября как особенный день, если бы медперсонал не удивил.

– Это был самый жаркий период боевых действий. Мы упорно трудились день и ночь. 10-ого октября мой коллектив во главе с директором Ишханадзорской поликлиники Лусине Саргсян решил сделать мне сюрприз. В тех жестоких условиях войны удалось заказать большой торт с флагами РА Арцаха, гербом, надписью нашей военно-медицинской службы «Мы победим». Они напомнили мне, что это был день рождения. Конечно, праздник длился недолго, 9, 10 октября были одними из самых тяжелых дней, но сюрприз, конечно, запомнился.

Медицинский персонал в Ишханадзоре также выполнял свои задачи в условиях обстрелов и ракетного обстрела беспилотников.

– Нельзя было бросать операцию на полпути, заходить в тайник, оставляя раненых на столе. Однажды в нашем здании была операция, и я увидел 5-8 беспилотников, приближавшихся к зданию и метрах в 30-40 в небе. Меня в это время не было в операционной. Я немедленно объявил «воздушную тревогу», но было уже поздно. Внезапно одна из беспилотников загорелась и взорвалась совсем рядом со зданием. Мне показалось, что в операционной работал медсанбат. В следующий момент я увидел, что здание стоит невредимым, значит, наши живы…

Главной задачей медсанбата было оказание медицинской помощи раненым. Но главной задачей Даниеля Маратича как главнокомандующего было обеспечение безопасности собственного штаба. Медицинский персонал батальона даже не пострадал. Потерь медицинского оборудования и транспортных средств нет. Когда противник уже вошел в Ишханадзор, им пришлось отступить вглубь и перебраться в госпиталь в город Воротан.

«Мы ничего не оставили врагу», — шутит Даниель Маратич. Даже оборудование для стрижки волос и холодильник.

При перемещении батальона работу нужно было организовать так, чтобы служба раненых была бесперебойной. Эта задача также была полностью выполнена. Было две группы врачей. Раненых принимали в двух точках, как в Ишханадзоре, откуда их доставили в госпиталь, так и в Воротане, куда их доставили.

Подводя итоги работы полевого госпиталя, говорит Даниель Мкртчян.

– На протяжении всей войны все медицинские части, в том числе и наш медсанбат, были укомплектованы «медицинским персоналом» и всеми необходимыми средствами. Не было ни одного раненого, которому не была оказана медицинская помощь. Не было необходимых лекарств или оборудования, которых у нас не было. Всем нашим раненым оказана полная медицинская помощь. Доказательством этого является большое количество спасенных жизней и очень мало смертей.

Личный состав медсанбата сегодня, помимо горьких воспоминаний о военных днях, с улыбками вспоминает различные происшествия, связанные с Даниелем Маратичем. Помнят, как перед осмотром раненых он, как заботливый отец, мыл руки и промывал раны. Есть много других случаев, как его лоб был поврежден при входе в машину “Инкассатор” во время спешки на помощь. Они увидели и ощутили командную работу, упомянутую Даниелем Маратичем, в результате которой с честью преодолели самое большое и тяжелое испытание в своей жизни и спасли множество жизней…

 

КНАР ТАДЕВОСЯН

Фото: АРЕГА ВАРДАНЯНА

и из личного архива ДАНИЕЛА МКРТЧЯНА