Language:

  • Հայերեն
  • Русский
  • English

МЫ НЕ ПОЗВОЛЬЕМ АЗЕРБАЙДЖАНУ ПРИКРЫТЬ СВОИ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ



МЫ НЕ ПОЗВОЛЬЕМ АЗЕРБАЙДЖАНУ ПРИКРЫТЬ СВОИ СЕРЬЕЗНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯИнтервью с СИРАНУШ СААКЯН, представитель интересов армянских пленных в ЕСПЧ

 

– Г-жа Саакян, международное сообщество не дало 44-дневной войне ни политической, ни правовой оценки. Неясно, кто начал войну, кто напал, соответствовало ли применение силы Уставу ООН.

О юридических последствиях ответов на эти вопросы мы поговорим позже, а теперь я хочу спросить, кому не хватает того факта, что ужасная сентябрьская война до сих пор не оценена соответствующими международными организациями.

– Действительно, применение силы запрещено международным правом, в исключительных случаях оно может быть разрешено и вытекает из Устава ООН. В то же время те государства, которые способствовали или поддержали применение силы, в том числе разрешив использовать свою территорию для подготовки или проведения нападения, несут ответственность за применение силы. Фактически, основная ответственность за реагирование на применение силы лежит на Совете Безопасности ООН, деятельность которого связана не только с правовой основой, но и с политическими предпосылками. Поэтому я считаю, что отсутствие международного ответа на агрессию Азербайджана частично связано с внешнеполитическими факторами.

Незаконное применение силы влечет международную ответственность государства, включая полную компенсацию причиненного ущерба. Последнее включает реституцию, компенсацию и удовлетворение. Однако некоторые формы применения силы представляют собой агрессию, которая является международным преступлением и теоретически может привести к уголовной ответственности. Незаконное применение силы может также привести к другим последствиям, таким как угроза применения силы или несуществование международного договора, принудительно применяемого посредством его применения, непризнание оккупированных территорий.

-Сегодня Азербайджан пытается приравнять первую арцахскую войну к 44-дневной войне. Более того, ссылаясь на события в Ходжалы, он обвиняет нас в геноциде и этнических чистках. Он обвиняет армян в военных преступлениях и даже предъявляет материальные требования. Международное сообщество не особенно заинтересовано в том, чтобы отделять мокрое от сухого, или гипотеза равенства удобно ему.

– Азербайджан прекрасно понимает, что в долгосрочной перспективе он не сможет скрыть тяжкие преступления и антиармянскую политику, запланированную и совершенную против армян на государственном уровне. Поэтому он принял практику смягчения ответственности Азербайджана путем получения зеркального отражения. Для этого они фальсифицируют свою историю, пытаются сфальсифицировать нашу «всемирную историю», конечно, фальсифицируют доказательства, вводя в заблуждение международное сообщество. «Продукт» этой дешевой деятельности может потребляться политической аудиторией, когда политические деятели затмевают справедливость в своих собственных интересах. Такие усилия осуждаются в судебном порядке. Мы уже раскрыли ложь Азербайджана в ряде дел в Европейском суде по правам человека, показав реальный облик этой страны. Суд отметил, что в рамках государственной политики в Азербайджане армян пытают и убивают по признаку этнической принадлежности. Таких приговоров в отношении Армении не было, что лишний раз доказывает, что обвинения в адрес Армении не имеют фактической правовой основы.

– Госпожа Саакян, почему азербайджанская сторона не хочет возвращать армянских пленных, по Вашему мнению, когда и как она разыграет этот козырь?

– Азербайджан понимает деликатность вопроса о пленниках, использует его для дополнительного давления на власти Армении в переговорах по политическим вопросам, чтобы получить новые преимущества. Фактически, Азербайджан уже успешно решил этот вопрос, успешно запустив резолюцию «Заключенные за мины карты».

– Удовлетворены ли Вы реакцией международных правозащитных организаций на вопрос о военнопленных?

– Я точно могу сказать нет. Хотя ряд международных правозащитных организаций смогли публиковать объективные и смелые отчеты о крупномасштабных преступлениях в Азербайджане, это не носило всеобщий характер. В некоторых случаях были искусственно выбраны темы, в которых были возможности уравнять армяно-азербайджанские стороны. Например, Amnesty International сосредоточила внимание на убийствах и ранениях мирных жителей в результате обстрелов, но сознательно игнорировала уничтожение мирных жителей в оккупированных армянами районах Азербайджана. Некоторые правозащитники предпочитают молчать, чтобы обеспечить финансирование своей деятельности.

-Объявив армянских военнопленных преступниками террористами и незаконно удерживая их в Азербайджане, официальный Баку фактически не выполняет свои обязательства по соглашению от 9 ноября. Есть ли у нас какие-либо правовые и политические рычаги, чтобы противостоять этому?

– Да, рычагов много. Я всегда заявляла, что вопрос о военнопленных может зайти в тупик только в политических переговорах, но этот вопрос может быть решен юридически в пользу армянских пленных. Поэтому Азербайджан может затянуть процесс, но в конце концов должен будет вернуть армянских пленных. Европейский суд по правам человека и Международный суд ООН в настоящее время действуют как правовые рычаги.

– Армяне, захваченные до 9 ноября, отличаются друг от друга статусом по международному праву?

– Согласно Женевской конвенции об обращении с военнопленными, военнопленные – это личный состав вооруженных сил одной из сторон конфликта, находящихся под контролем противника. Как видим, статус военнопленного требует наличия конфликта, в рамках которого или благодаря которому человек находится под контролем противника. Следовательно, дата захвата не имеет решающего значения. Более того, Азербайджан подтвердил этот подход, так как многие люди, взятые в заложники с 9 ноября, были репатриированы в процессе обмена пленными.

– Могут ли быть изменены приговоры азербайджанского суда в отношении армянских военнопленных?

– Международные суды могут пересматривать судебные акты в Азербайджане. В таких случаях обсуждается, соблюдались ли основные принципы права на справедливое судебное разбирательство, включая независимость и беспристрастность суда первой инстанции, право на справедливое судебное разбирательство и неиспользование доказательств, полученных с помощью пыток. Однозначно, Европейский суд рассмотрит вышеупомянутые приговоры Азербайджана, уверена, что он обязательно констатирует нарушение права на справедливое судебное разбирательство. В таком случае международный суд обязывает государство освободить незаконно задержанных. Кстати, такой прецедент есть. Когда в Азербайджане проходили произвольные судебные процессы, Европейский суд не принял приговор национального суда, отметив, что он был вынесен с существенными нарушениями. В результате он потребовал освободить незаконно осужденных.

– Кто были незаконными осужденными, о ком идет речь?

– Оппозиционерам. Другими словами, есть механизмы пересмотра приговоров в отношении армянских военнопленных в Азербайджане, и ситуация совсем не зашла в тупик.

– По официальным данным армянской стороны, сколько военнопленных сегодня находится в Азербайджане, какое количество публикует Азербайджан?

– В рамках межсудебных жалоб в Европейский суд поданы иски на 260 человек. У нас 113 репатриантов. Власти Азербайджана признают, что содержат 40 задержанных, разумеется, оспаривая их статус. Факты, которые у нас есть, показывают, что азербайджанской стороной было захвачено 80 человек. Азербайджан не принимает этот факт и насильственно скрывает пленных.

– Госпожа Саакян, спустя более года после войны, имеют ли люди право знать, мертв ли ​​их родственник, заключенный или пропавший без вести?

– Уровень развития технологий сегодня позволяет четко определять местонахождение людей. Спутниковые снимки дают точную информацию о том, что исчезновение человека в этих условиях произошло либо умышленно, либо по неосторожности. Эффективность поисковых операций невысока, поскольку азербайджанская сторона создает множество искусственных препятствий. И со временем риски возрастают из-за других причин телесных повреждений. В данном случае единственным источником информации являются власти Азербайджана. Они обязаны прояснить ситуацию, в том числе, погиб ли человек на поле боя, является ли это законной целью, если да, то где его тело, если тело не было найдено, то какие меры были приняты для его поиска?

– Госпожа Саакян, поздравляю Вас с вручением награды «Знак почета свободы». Хотелось бы узнать, кем и за что вообще присуждается эта награда?

– «Знак почета свободы» – международная награда Армянского национального комитета Америки за усилия и успехи в решении важнейших национальных проблем Армении: признание Геноцида, самоопределение Арцаха, гуманитарная миссия во время военных конфликтов, и т. д .:

– Спасибо за полезный разговор.

 

ГАЯНЕ ПОГОСЯН

Рубрика: #43 (1414) 3.11.2021 – 9.11.2021, Армия и общество, В центре внимания


04/11/2021