Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
У БОЛИ ВОЙНЫ ЕСТЬ ДРУГАЯ СИЛА
У БОЛИ ВОЙНЫ ЕСТЬ ДРУГАЯ СИЛА

У БОЛИ ВОЙНЫ ЕСТЬ ДРУГАЯ СИЛАЕще один поворот и мы снова наверху, на одном из постов, охраняющих северо-восточные ворота республики. Персонал свободной смены сразу же приступает к работе. Внутри и снаружи блиндажа пропитан ароматом кофе. А на передовой обычный кофе пахнет уникально, пока Вы не успеете угадать, в чем загадка, степень горения пара, поднимающегося от кофе, нагревается, аромат конденсируется, затем аромат и пар наполняют чашки, и парны садятся за стол.

Тепло пара, поднимающегося из чашек, пробуждает воспоминания при каждом взмахе. Они вспоминают дни войны, и с последним взмахом стакан опорожняется, разговор остается незавершенным. Снова смена караула.

Майор Элоян – заместитель командира батальона. Все началось в студенческие годы. По профессии историк. Оказалось, что в качестве темы своей магистерской работы он выбрал события вокруг Арцаха 90-х годов, особенно его впечатлила операция «Кольцо» и насильственное выселение армян из Шаумяна. Именно во время своих научных занятий он понял, что нельзя ограничиваться наукой, он должен продолжать эту борьбу в армии.

Беседуем с командиром-историком о движении айдуков, от войны 90-х годов до наших дней.

– Все здесь жители окрестного села, они хорошо знают ситуацию на границе, статус приграничного села. Все их деды, отцы и дяди боролись и защищали эту землю с 1990-х годов. Боевой настрой ребят очень высок, и мы готовы выполнить поставленную перед нами задачу в любой момент», – уверяет заместитель командира батальона майор Вачаган Клоян.

У БОЛИ ВОЙНЫ ЕСТЬ ДРУГАЯ СИЛАНе обошлось и без героических эпизодов в этой войне. И они рассказывают свои истории, которые отдельные куски панорамы войны. Как началась война? Они начали свою борьбу с песни, песни добровольца, потому что они поехали в Арцах добровольно, потому что считали, что мир не дают проосто так, мир завоевывают, сражаясь и побеждая.

Осколки все еще находятся в груди Давита, но болят не осколки, а чувства, которые могут болеть сильнее.

– Никто не отступил, не отступил ни на шаг. Все мы знали, что у нас есть родители, семья. Я был ранен и доставлен в больницу Вардениса, а оттуда в Центральную больницу столицы. Я добровольно отказался от лечения и вернулся на передовую. Большая часть личного состава, бросившегося на помощь силам обороны Карвачара, была на полпути убита ударом вражеского беспилотника. Потеря сослуживцев была невыносимой болью. «Есть боль, от которой, если не умирают, становятся еще сильнее», – говорит Давит.

-Под командованием командира нашей воинской части мы готовы сегодня выполнить любую задачу, – заключил заместитель командира батальона.

Темнеет. Изгибы леса спускаются вниз и доходят до воинской части. Ребята остаются на высоте. В войсковой части время ужина, ребята наверху наверное тоже ужинают, вечер такой мирный, что кажется, что и это пройдет.

Пройдет? Не пройдет. Потеря друзей и Родины – это неописуемая боль, говорят, что война их не убила, значит это было необходимо, но так жить нелегко, раны войны никогда не заживают, они всегда ноют. Боль войны имеет другую силу.

 

НАИРА АМБАРЦУМЯН

Фото: ФЕЛИКСА ШАХТОЯНА