Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
МАТЬ И СЫН НА ПЕРЕДОВОЙ...
МАТЬ И СЫН НА ПЕРЕДОВОЙ…

МАТЬ И СЫН НА ПЕРЕДОВОЙ...Высокий, голубоглазый солдат явно растянулся и окреп. В его глазах неконтролируемая тоска и нетерпеливая детская озорная улыбка. Готовит сюрприз. Это будет первая встреча с ее матерью, Заруи, после долгой и тяжелой разлуки в девять месяцев. Солдат в отпуске …

Сотрудники матери честно хранили секрет, и мы тоже. Заруи выходит из кабинета, перед ним сын… Встреча тёплая. Секрет раскрывается в словах, которыми обменивались: Заруи тоже не осталась в стороне от боевых действий, она вызвалась добровольцем и уехала в Арцах с первых дней войны. В другой горячой точке границы она спасала жизни солдат и заботился о них, как мать. А во время телефонных разговоров с сыном она не сказала ни слова о том, где находится, чтобы больше его не беспокоить. Это война. Таким образом, мать и сын сражались на двух участках границы, один с оружием, а другая с материнской любовью и заботой.

От них, Армана и Заруи, мы узнаем, какие испытания прошли мать-одиночка и ее единственный сын во время войны.

– Это было 27-го числа месяца. Мы были на посту, – говорит Арман, – я был занят повседневными делами, когда внезапно услышал необычно громкий взрыв. Рядом со мной был капитан позиции. Сразу подал сигнал “тревога”. Так началась для меня война …

То, что я видел, было только в документальных фильмах об апрельской четырехдневной войне. Никогда не забуду ощущение, когда на тебя работает вражеская техника и ты понимаешь, что ты уже не в военном училище, а все реально. Самые ожесточенные бои шли на Гадрутском направлении. Один из наших друзей был ранен, другой получил серьезную травму головы, бросаясь к своему оружию. Нам не удалось ему помочь, он погиб …

Наш дух не упал до конца. Дойдем до конца… Тогда я впервые понял сладость друга. Когда вы видите, что его ударили рядом с вами, он упал, и вы ему нужны … Вы перевязываете его, вы говорите с ним, вы выводите его из этой ситуации, вы даете ему дух. Конечно, физическая боль не уменьшится, но ваш друг должен чувствовать, что он не один, что вы рядом с ним, что вы готовы отдать за него свою жизнь …

МАТЬ И СЫН НА ПЕРЕДОВОЙ...Заруи, много лет проработавшая медсестрой в одной из операционных 8-го госпиталя, как только услышала о войне, поспешила присоединиться к одному из отрядов и уехать на передовую.

– Сначала я какое-то время чувствовала себя беспомощной. Я женщина, брать в руки оружие не мое. Но самая большая, самая важная часть моего сердца, мой сын, был там, где была война, разрушение, я собрал все свои силы. Я поняла, что как медсестра должна поехать и принять участие в защите своей Родины. Я хотела уехать в еще 1990-е, но была медсестрой в хирургии. Меня не отпускали.

Однако на этот раз меня никто не смог остановить. Я подумывал наложить повязку, хотя бы с материнской милости, сказать раненому, что все будет хорошо, в одном я буду полезна. Я не слышала от сына вестей восемь дней. Я чувствовала себя пришельцем. Я знала, что не могу пойти в то же место, я не хочу. Он должен был подумать о Родине, друзьях, которые его поддерживают. Мое присутствие только отвлекло бы его. И я думала, что это правильно, я уйду на другой фронт, я сделаю свою часть, он сделает свою работу. Я поступила в один из отрядов медсестрой. Я очень быстро собралась, написала сыну «письмо-объяснение», конечно, решив, что обязательно вернусь, не позволю ему прочитать свое письмо …

Я была не только медсестрой, я работала мамой. Я готовила ужин своим мальчикам, правда, всегда доставляли еду, но я хотела кормить своих сыновей по-домашнему. Однажды, когда я утром пошла за градусником, один из моих солдат сказал: “У меня нет матери, мама, могу я называть тебя мамой?” “Если бы моя мать знала, что я в таких надежных руках, она бы определенно чувствовала себя хорошо”. Моим мальчикам придало много сил, что рядом с ними есть женщина, которая заботится о них.

Я была там месяц и 5 дней. Я должна была поехать в отпуск, но я не хотела. На сердце было тяжело. Это было 10-го числа месяца, я была на обратном пути, когда мы узнали, что …

У Армана “короткий” отпуск. У него еще есть время служить, пока он не демобилизуется и не вернется домой. И за это время Заруи отдаст свою долю материнской любви своему сыну.

КНАР ТАДЕВОСЯН