Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ
ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ

Халифат начал войну против Турции

23 июля убийство турецкого военнослужащего в результате обстрела между пограничниками Турции и боевиками Исламского Государства провозгласил о новой ситуации на Ближнем Востоке. Уже на следующий день турецкие военно-воздушные силы бомбили базы исламистов на севере Сирии, более того, было разрешено использовать военно-воздушную базу Инджирлик против ИГ.

Еще весной исламисты начали заявлять, что претендуют на территорию Турции и не признают Турецкую Республику. 18 июля, после пятничной молитвы, они призвали верующих об’явить войну правительству Турции. 20 июля, после теракта в Сурундже, когда в курдонаселенном городе погибло около 30 человек, а 100 получили ранения, ситуация вышла из-под контроля. И Турция, из тылового поставщика ИГ стала одной из его очевидных жертв, что является результатом политической недальновидности турецких властей.

Еще в 2011 г. премьер-министр Турции Эрдоган загорелся идеей превращения своей страны в лидера исламского мира. Однако его планы улетучились в Сирии, когда президента Асада поддержали Россия, Иран и «Хезболла», а НАТО и США так и не вступили в войну.

Турецкая властная элита с воодушевлением приняла провозглашение Исламского халифата, надеясь, что становление этой структуры ускорит желанные для нее развития. Однако медовый месяц был коротким, исламисты выступили с новыми требованиями. Они уже не скрывали свои претензии по отношению к Турции. Руководство Турции оказалось перед дилеммой: либо принять требования ИГ, либо пожертвовать суверенитетом страны ради внутреннего мира и стабильности.

Руководители ИГ частично достигли своей цели: взрыв произвел большое беспокойство в курдонаселенных территориях Турции, начались столкновения, и даже проправительственные курды выразили недовольство, что турецкая политическая элита уже не контролирует страну. Из-за безразличного отношения государства по отношению к жертвам и их родственникам большая масса турецкой общественности выступила против властей. Внутриполитический нарастающий кризис заставил Эрдогана и его окружению найти новые пути спасения. И помощь пришла из вне – для поддержания борьбы против исламистов свою готовность выразил президент США Барак Обама. В ответ Турция разрешила американским военно-воздушным силам использовать аэропорт Инджирлика.

Сейчас Анкара вынуждена действовать по двум фронтам. Для турецкой политической элиты ясно, что инициатором нового напряжения в турецком Курдистане являются именно местные структуры ИГ. Чтобы сделать ситуацию подконтрольной, турецкие военно-воздушные силы бомбят базы боевиков и ИГ, и курдов. Анкара готова также и к сухопутным действиям. Эрдоган пытается получить дивиденды даже от серьезнейшей опасности, грозящей собственному государству, не отказываясь от планов любой ценой поставить Сирию под свое подчинение.

Фактически на территориях Сирии, Ирака, а сегодня уже и Турции с участием турецких, исламистских, асадских и курдских боевиков создалась смешная ситуация – “война всех против всех”. А непрямыми участниками этой ситуации могут стать все игроки региона.

Баграт Мовсесян