Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
АЗЕРБАЙДЖАН МОЖЕТ ПРЕКРАТИТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
АЗЕРБАЙДЖАН МОЖЕТ ПРЕКРАТИТЬ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Украинский кризис и новый статус Крыма не могут не беспокоить Азербайджан, где и без того много проблем, не решаемых десятилетиями. О том, какая ситуация в Азербайджане, в своем интервью рассказывает преподаватель кафедры иранистики факультета востоковедения ЕрГосуниверситета Вартан Восканян.

– Как влияет украинский кризис на политический калейдоскоп Азербайджана?

– Судя по реакции азербайджанской прессы и общественно-политических кругов, можно констатировать, что в Баку серьезно обеспокоены политикой Российской Федерации в контексте данного кризиса, полагая, что, по их собственной терминологии, следующей «жертвой» может стать Азербайджан. В аналитических материалах в азербайджанской прессе иногда заметны даже явные панические настроения. Скажем, например, мощный ответ нашей армии на северо-восточном участке армяно-азербайджанской границы на непрерывные нарушения режима перемирия со стороны противника некоторыми СМИ Баку был трактован якобы как подготовка российского вторжения с севера, – при помощи ее союзника Армении.

Режим Алиева обеспокоен также еще одним подтверждением верховенства права наций на самоопределение в процессе, связанном с Крымом. Несмотря на то, что, по оценке специалистов по международному праву процесс независимости Арцаха (Нагорного Карабаха) по многим показателям более безупречен, чем присоединение Крыма к России, и в этом плане мы в намного более выгодном положении, однако, тем не менее, любой процесс в мире, увенчавшийся успехом в результате реализации права на самоопределение, рассматривается как еще один дополнительный аргумент в пользу независимости Арцаха и его дальнейшего воссоединения с Матерью-Арменией. И именно это приводит к очередным нервным, но бесполезным всплескам и без того истерической атмосферы в Азербайджане.

Третье обстоятельство, которое сильно беспокоит нынешний режим в Баку, -рассматривание Западом азербайджанских энергоносителей как альтернативных российскиму газу в условиях некоторой напряженности в российско-европейских отношениях, что может напрямую привести к конфликту политических и экономических интересов, в результате чего, как считают в Баку, Москва безусловно применит все имеющиеся средства для создания напряженности внутри этой закавказской страны, и без того имеющей слабые государственные традиции.

– Каковы внутренние вызовы Азербайджана, и свидетелями каких процессов мы можем стать в ближайшее время?

– Не секрет, что именно внутри Азербайджана наличествуют серьезнейшие проблемы, связанные с реализацией элементарных прав коренных народов, населяющих Азербайджан – талышей, татов (кавказских персов), лезгинов, аварцев, ингилоев, хиналухцев, будухцев, рутулов и других.

Тем более что уже свои проблемы поднимают не только «традиционно» известные своими требованиями талыши, лезгины и аварцы, а и кавказские персы, подвергшиеся процессу ассимиляции, которые имели несчастье в начале 20-го века участвовать в процессе создания искусственного гособразования «Азербайджан» – в лице первого председателя Меджлиса провозглашенной при помощи турецких штыков т.н. Азербайджанской Народной Республики Мухаммада Амина Расул-заде и других общественно-политических деятелей.

Приблизительно 100 лет спустя, теперь и они поднимают голос в защиту своих попранных национальных прав, объявляя о желании и решимости создания «Персидской Республики Ширвана» в районах Азербайджанской Республики, населенных татами.

В последние годы очевиден также беспрецедентный рост талышского национально-освободительного движения, и сегодня уже большинство талышских политических деятелей, которые всего год-два назад ставили задачу только-лишь автономии, говорит исключительно о справедливом требовании восстановления независимой государственности Талышстана.

В случае подобного развития событий для Баку возникает еще один неприятный «сюрприз»: очевидно, что многие представители коренных народов больше не верят лживой пропаганде, направленной на представление армян «монстрами», считая пример Арцаха (Нагорного Карабаха) «заразительным» – в хорошем смысле, не только не считая армян своими врагами, но и стремясь установить связи с ними, зачастую (если не всегда) ожидая от армянского народа и Армении как минимум моральной поддержки их борьбы.

– Сновя проводя параллели между Украиной и Азербайджаном, можно ли говорить о том, что перед Баку встает «призрак федерализации»?

– В контексте событий в Украине к вышесказанному, конечно же, можно добавить наличие дополнительных опасений официального Баку, связанных с активизацией оборота термина «федерализация» и возможной перспективой применения этого принципа в случае полиэтнических стран.

Интересно, что предложения федерализации Азербайджана, насколько бы странным это ни казалось, прозвучали не из России, а из Европы. Вопрос в том, что на Западе, кажется, осознают наличие реальной исламистской опасности в Азербайджанской Республике, обусловленной беспрецедентным ростом подобных движений в этой стране и широкомасштабное включение азербайджанских исламистов в ряды действующих на Ближнем Востоке террористических группировок.

Вероятно, в этом контексте надо рассматривать активизировавшиеся с начала этого года действия некоторых западных общественно-политических кругов с использованием площадок общеевропейских структур, направленные на федерализацию Азербайджана через этническо-территориальные автономии.

Речь идет, в частности, о состоявшейся в Брюсселе в феврале прошлого года в здании Европарламента конференции по установлению мира на Южном Кавказе, где параллельно с другими вопросами, касающимися Азербайджана, был поднят также вопрос о возможности федерализации этой страны. Трудно точно предугадать, как именно будут развиваться процессы в данном направлении, однако одно ясно – отказ азербайджанских властей от федерализации, которая могла бы существенно смягчить наличествующие этнические и религиозные проблемы, в конечном итоге, может привести к прекращению существования этого государства, как самостоятельной политической и административно-территориальной единицы, и появлению на населенных коренными народами территориях нескольких национальных гособразований – Талышстана, Лезгистана, Аварстана и Персидской Республики Ширвана, а для подобного развития событий уже сейчас имеются если не все, то многие важные предпосылки.

– Как меняются рейтинг Азербайджана в регионе и его отношения с непосредственными соседями? Каково нынешнее состояние отношений Иран-Азербайджан?

– Несмотря на звучащие – особенно в последнее время – заверения, в ирано-азербайджанских отношениях не удается преодолеть атмосферу взаимной подозрительности, что в первую очередь обусловлено, я бы сказал – неизменной «секретной враждебной» политикой, проводимой Баку по отношению к Ирану, которая иногда и выходит наружу.

Например, очень красноречив тот факт, что Азербайджан – единственный сосед Ирана, на границе с которым периодически регистрируются обострения на межгосударственном уровне, закрываются пропускные пункты и др.
Одним словом, в отношениях между двумя странами есть столько нерешенных проблем – начиная от территориальных претензий Азербайджана к Атропатене,-лживого пропагандистского тезиса о якобы «разделенном в результате персидского шовинистического давления азербайджанском народе» и кончая фактами присвоения иранского культурного наследия и проблемы стaтуса Каспийского моря, что, образно говоря, надо быть безосновательным и неисправимым оптимистом, чтобы думать, что эти проблемы могут быть решены легко и в краткосрочной перспективе.

Беседу вел лейтенант БАГРАТ МОВСЕСЯН