Հայերեն | На русском | In English

Меню
Категории
ИСТОРИЯ ЕРЕВАНА. ИСТОКИ
ИСТОРИЯ ЕРЕВАНА. ИСТОКИ

ИСТОРИЯ ЕРЕВАНА. ИСТОКИВ гостевом зале ”Ай зинвор” доцент кафедры археологии и этнографии ЕГУ, кандидат исторических наук Артак Гнуни

 

Территория Еревана была заселена с самых древних времен. Она находится в идеальном месте для проживания-на границе предгорий и равнин. Такое благоприятное положение древний человек не мог упустить из виду. На территории Еревана были обнаружены археологические материалы, относящиеся еще к палеолитическому периоду. Среди них, в частности, станция Мушаван-1 и более известная нашему обществу пещера Ереван-1. Здесь, благодаря длившимся десятилетиями раскопкам Беника Ерицяна, были обнаружены десятки тысяч рабочих инструментов, позволяющих говорить об образе жизни древних людей. В частности, во всех слоях пещеры были обнаружены остатки очага, что свидетельствует о том, что примерно 45-50 тысяч лет назад погода была намного более суровой. Также были обнаружены материалы, относящиеся к периоду ранней бронзы (с середины 4-го тысячелетия до второй четверти 3-го тысячелетия.

Это, в первую очередь, новое поселение на территории Неркин Чарбаха и, конечно же, Шенгавит. Шенгавит имеет исключительное значение для археологии Еревана, так как это одно из крупнейших древнейших поселений на этой территории, и не случайно такой бурный расцвет и процветание Шенгавита, о чем свидетельствуют раскопанные здесь материалы. Прежде всего, это была идеальная территория для земледелия. Шенгавит, недалеко от Кармир Блур, – это та территория, где Раздан выходит из ущелья на равнину. по предположению Степана Есаяна, там, где сейчас находится Ереванское озеро, вероятно, были построены это, то, что уже в третьем тысячелетии были построены плотины, мы можем довольно четко констатировать на примере расположенного недалеко от Эчмиадзина населенного пункта Мохраблур, где, в частности, были обнаружены плотины, обеспечивающие орошение около 100 гектаров земли. Шенгавит был также ремесленным центром:

По предположению археолога Акопа Симоняна, здесь выплавлялось гораздо больше меди, чем было необходимо для нужд населенного пункта. Шенгавит находился на перекрестке торговых дорог.

Памятник Шенгавита известен уже много десятилетий. Исследовал выдающийся армянский археолог Евгений Байбуртян. К сожалению, в 1938 году Байбуртян репрессируется, и его работы на определенное время предаются забвению. Даже те археологи, которые так или иначе использовали изученные им материалы, избегали упоминания имени ученого, отмечая лишь название его книги.

Он был одним из первых, который носил межпрофессиональный характер. Такая экспедиция принесла бы большую честь даже раскопкам любого современного памятника. В ней участвовали замечательные палеонтологи и генетики. Керамика Шенгавит была разработана в Институте геофизики. Можно смело сказать, что Шенгавитская экспедиция на несколько шагов опередила свое время. Во время раскопок на древнем городище побывали многие видные ученые. В частности, в 1936 г. Шенгавит посетил один из отцов хеттоведения, чешский хеттовед и востоковед Ведржих Грозн. Впервые фамилию Байбуртян Борис Пиотровский дал в 1949 году, что, можно сказать, потребовало большого мужества.

С 1958 года Сандро Сардарян возобновил раскопки Шенгавит. Ему удается не только раскопать памятник на довольно большой территории, но и сделать последний и его значение понятным для публики.

ИСТОРИЯ ЕРЕВАНА. ИСТОКИАрхеолог Акоп Симонян занимается раскопками этого древнего памятника с 1990-х годов. В ходе раскопок последних десятилетий были обнаружены важные памятники, в том числе святилище. Говоря об экономической мощи Шенгавит, следует сказать, что в районах, где находится памятник Шенгавит и соседние холмы – Ераблур, Кармир блур, соляные залежи находятся очень близко к поверхности земли. По словам Акопа Симоняна, соль, будучи самым востребованным продуктом в мире, была одним из важных факторов могущества поселка. Будучи древним поселением, Шенгавит был не единственным в Ереване. Материалы раннего бронзового века были также найдены в других частях Еревана, особенно в пещерах вдоль реки Раздан.

В 1936 году Евгений Байбуртян инициировал раскопки другого памятника – городища Муханат Тапа, недалеко от ереванского вокзала. Холм получил свое название в начале 19 века, когда русские войска напали на Ереван и поставили там пушку и обстреляли крепостные стены. Персы называли холм Муханат Тапа, злой холм. Здесь были найдены материалы, относящиеся к эпохе ранней бронзы, но гораздо интереснее, что здесь находится и поселение эпохи средней бронзы, в центральной части которого Байбуртян раскопал сооружение круглой формы, которое он считает святилищем. Материалы раннего бронзового века были также найдены в других частях Еревана, особенно в пещерах вдоль реки Раздан. Эпоха средней бронзы, т.е. со второй половины 3-го тысячелетия до середины 2-го тысячелетия, представлена ​​рядом памятников, расположенных в Ереване. Помимо упомянутого Муханат Тапа, был обнаружен ряд надгробных памятников эпохи средней бронзы. В частности, могилы были обнаружены в Кирзинском районе Зейтун. Материалы, характерные для эпохи средней бронзы, были обнаружены и при строительстве мемориального комплекса Цицернакаберд.

Недалеко от Еревана, практически в черте Еревана, об узловом могильнике Красная крепость и заселении района необходимо говорить чуть позже. Поздний бронзовый и ранний железный век были периодом некоторого роста города. Что вызвало это? В этот период Армянское нагорье покрыто густой сетью крепостей, которые должны были находиться в визуальном контакте друг с другом. В каждом малом районе формируется определенная зона обороны. В этот период на территории Еревана появилось несколько узловых поселений. Сначала необходимо рассказать о доурартском поселении Кармир Блур, затем Цицернакаберд, Муханат Тапа, где находились памятники раннего железного века. В результате раскопок, проведенных в районе оврага Цицернакаберд, также были обнаружены следы крупной циклопической крепости и очень интересная керамика. Кстати, надо сказать, что этот памятник просуществовал достаточно долго. Есть большие могилы, одна из которых попадает прямо под высоковольтный столб. У нас там тоже есть культовые башни, которые были популярны еще в 1920-х годах. И, наконец, есть еще и замок, который перестраивался от раннего железного века (конец 2-го тысячелетия) до позднего средневековья. Кроме того, в византийских источниках мы также имеем письменные свидетельства о Цицернакаберде, что крепость была осаждена византийцами в XI веке. Выдающийся армянский археолог Айк Акопян рассказывал по свидетельству своего отца Пиона Акопяна, большого литературоведа и прекрасного специалиста по Хачатуру Абовяну, что даже Хачатур Абовян знал об этой крепости и часто водил своих учеников, чтобы увидеть славу наших предков. При раскопках Цицернакаберда были обнаружены свидетельства того, что крепость подверглась нападению, и, скорее всего, она была захвачена и подожжена во времена урартов. Однако потом его отреставрировали, и здесь мы имеем достаточно серьезный пласт древности и даже несколько идолов древности. Цицернакаберд и Кармир Блур были не единственными в Ереване. Еще одна известная крепость – Дзораберд 2, названная в честь нынешнего Мергеляна. возле института.

По сути, сегодняшний Ереван был районом сводной обороны. И еще раз упомяну, это очень естественно, потому что, с одной стороны, эти крепости защищали вход в Араратскую долину, ворота, с другой стороны, обеспечивали дороги, ведущие в предгорья, в частности, в Котайкское плато, а затем на Севан. Ереван был стратегически важным центром, и город сохранял свое значение на протяжении веков. В частности, если мы говорим о средневековье, то следует вспомнить и свидетельство армянского историка Себеоса епископа Багратуну (6-7 век) о том, что именно в Ереване находились две арабские эскадры, вторгшиеся в Армению и объединились, потерпели неудачу и потерпели поражение. То есть город имел достаточно хорошую оборонную инфраструктуру.

ИСТОРИЯ ЕРЕВАНА. ИСТОКИСледующим этапом развития Еревана был урартский период (9-6 вв. до н.э.), когда был основан сам город Эребуни-Ереван. Существуют разные взгляды на происхождение названия города, о которых я расскажу чуть позже. В Араратской долине правители Ванского царства впервые появляются в период совместного правления Менуа и Ишпуини, о чем свидетельствует одзабердская надпись Нахичевани. Во время правления Менуа начинается запланированное завоевание Араратской долины.

Первым пунктом наступления на Араратскую долину, который им предстояло захватить, была небольшая крепость, которая упоминается в наших средневековых источниках как город Цолакерт. Он был распространен на склонах Арарата, в районе древнего города Арташат, откуда открывается прямая дорога в Араратскую долину. Урарты вели достаточно гибкую земельную, административную и религиозную политику. В районах, где было сопротивление населения, с ними обращались достаточно жестко, но если они добровольно принимали господство Урарту, то поселение не уничтожалось. По совпадению, это произошло при взятии города-крепости Цолакерт. На вновь завоеванных территориях, вероятно, во время правления Менуа на месте старого Арташата строится замок. Его преемник, Аргишти, строит еще одну крепость, Эребуни, на важном перекрестке. Поговорим также об имени Эребуни. Выдающийся клинописец Оганес Карагёзян высказывает интересную точку зрения, что название Эребуни он рассматривает как сочетание двух слов: «эр» и «бон» или «бун», исходя из того, что Эребуни населяли народ Хатэ и Цупане (Цопк и Малая Армения) страны, Карагёзян этимологизирует это слово по логике индоевропейских языков.

«Йер» — основа счастливых, блаженных слов, а «бун» или «бон» означает здание, место жительства. Он напоминает, что в древности существовал обычай, что первый город, основанный в данной местности, назывался счастливым городом.

Эребуни недолго оставался единственным городом в регионе. Уже при правлении Аргишти, спустя 10 лет, в Араратской долине было построено одно из крупнейших поселений в регионе, город Аргиштихинили, нынешний Армавир. Вероятно, уже в аргиштинский период Араратская долина начала формироваться как общая оборонительная полоса. Холмы, окружающие поле, полностью покрыты сетью крепостей, которые должны были обеспечить безопасность основных дорог в Араратскую долину и бассейн Севана, даже в Сюник. Араратская долина приобретала первостепенное значение для правителей Вана. На территории Еревана строится еще один крупный поселок Кармир Блур.

Продолжение следует

Рассказал и подготовил КНАР ТАДЕВОСЯН